Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Юкагирский потусторонний мир
    15 января 2021

    Юкагирский потусторонний мир.
    Юкагиры это потомки наидревнейшего населения Азии. Они живут около Ледовитого океана в бескрайней тундре. Раньше их было так много, что само северное сияние саха-якуты называли заревом юкагирских костров. Но сложная и трагическая история привела к тому, что к 1980-м годам юкагиры стали самым малочисленным народом. Уникальный язык, история, культура, духовность, способ выживания – до сих пор остаются малоизученными.
    Жизнь в Арктике имеет границей тонкий слой земли между вечной мерзлотой и небом. Полярный день и полярная ночь, над головой сменятся Глаза неба – солнце и луна. Они дают солнечные законы для жизни человека.
    Солнце – глаз великого неба, видит все совершаемое на Средней земле. Человек на Средней земле живет для того, чтоб сохранять равновесие земли и следить за ней. С таким законом, сродни жизни Адама и Евы в Райском саду до их Грехопадения, этот народ жил с древнейших времен и несет его в себе и сегодня.
    Самый главный грех в юкагирской вселенной – копать землю. Земля — мать, ее нельзя загрязнять, копать, оскорблять. Нельзя портить природу, нельзя брать больше того, что нужно прямо сейчас, в том числе нельзя брать впрок. Большой грех падет, если продукт пропитания испортится.
    Вселенная юкагиров имеет три мира — Верхний, Средний, Нижний. Как и во всем шаманизме народов Якутии, эти три мира весьма условные понятия, и у каждого народа они имеют разное смысловое наполнение. Эта тема очень мало исследована, поэтому, если рассуждать по магическому вектору, то получается следующая картина.
    Этот суровый арктический мир, где люди живут-выживают, стоит ровно между миром бога смерти и бога жизни.
    Бог смерти имеет образ Остроголового. Его слуги-шаманы одевают островерхние шапки.
    Бог жизни имеет образ хозяина леса, рогатого. Его ипостась хозяин земли, леса, часто предстает в образе старика. Люди, находящиеся под его защитой, одевают рогатые шапки. 
    Простые люди одевают простые круглые шапки. Они живут по закону Солнца, глаза неба, они обращены к верхнему миру. «Петроглифы, изображающие остроголовых людей (или с острым шипом вместо головы) обнаружены на скалах Средней Лены, Алдана. Подобные рисунки зачастую находятся в соседстве с круглоголовыми и рогатыми людьми», — «Юкагиры» yakutskhistory.
    После смерти три души в человеке расходятся каждая к своему хозяину:
    • 1 душа айби живет во всем теле, она идет в верхний мир – в мир богов, она переходит в резерв совершенно новых душ, и становится одним из богов.
    Так как религиозная картина мира юкагиров имеет сугубо практическое приложение, то верхний мир и его реалии, скорее всего, имеют образы небесных светил, животных Верхоянских гор или птиц тундры и Ледовитого океана.
    • 2 душа живет в сердце, остается рядом с костями – и становится как бы духом местности. В старину практиковался наземный способ захоронения и заваливание лесом. Часто такие могильники порастали новой лесной порослью. И, возможно по этой причине, существует обычай персонифицировать образ умершего как деревце.
    Из молодой лиственницы каждый человек мог сделать антропоморфную фигуру, сделать ее своим вторым «я» и оставить его в память о себе. Такое дерево растет дальше, но теперь оно — живая память о том человеке, даже если он умер или покинул эти края. Такое дерево нельзя рубить. На высоком берегу или мысу, чтобы было видно издалека, выбиралось дерево. Его сгибали, или взбирались на него. Рукой обламывали ветки, оставляя острую макушку в качестве головы. Ниже оставляли ветки-руки, нижние ветки почти все обламывали. Получалась фигура «орполубэ» — «место, где что-то висит», или ее называли «орпоидьира» — «человек-крест». К орполубэ приходили, чтобы повидаться с родственником: «Пойду, маму посмотрю» — скажет юкагирка. Погладит по стволу, поговорит, пожалуется, скажет детям: «Вот, моей матери не стало, вот моя мать стоит».
    • 3 душа живет в голове, она идет в мир предков – становится остроголовой, а затем и перерождается в младенца среди этого рода.
    Нижний мир представляют многослойным: каждый слой населяют различные духи и божества. Например, верхний его слой — это мир мертвых, предков, нижние слои — миры сказочных стариков и старух-людоедок, а также злых духов, чертей и их главы — Острой головы.
    Живя на границе земли — на берегу Северного Ледовитого океана и у огромных устьев северных могучих рек и занимаясь там рыболовством, юкагиры имеют образ бога воды. Он пограничен, находится между жизнью и смертью, это образ близких краев нижнего мира – хозяин пресных вод и хозяин морских вод.
    В мировоззрении юкагиров есть перерождение души, реинкарнация. Когда рождается ребенок, всегда стремятся узнать, кто это вернулся. Перед ним раскладывают вещи различных предков, и, как Далай Лама, ребенок должен выбрать предметы своего прошлого воплощения. И после выяснения личности вернувшегося, обрадованные родственники предоставляют ему возможность продолжить дело прошлой жизни.
    Вся природа одухотворена душами людей, предков, родственников и поэтому подлежит бережному отношению. Потусторонний мир юкагиров – это вся земля предков: лес, каждое его дерево, причудливые скалы, холмы и ручьи. Дети – долгожданные путники, вернувшиеся, наконец, под родной кров спустя годы. Так течет из прошлого в будущее кровь народа на тонкой кромке жизни между вечным льдом и вечным небом.
    Такова картина потустороннего мира народа охотников-собирателей и оленеводческого народа Сибири.
    Ставь ♥, если понравилось!
    [по трудам Жуковой Л.Н. и Бурыкина А.А. «Сколько душ у человека»]


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc