Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Выставка «Раз в крещенский вечерок…»
    17 января 2017

    афишаС 13 января в Музее музыки и фольклора народов Якутии работает выставка «Раз в крещенский вечерок», где взору посетителя представлены подсвечники из личной коллекции всеми любимой народной артистки Марины Поповой – Эдьиий Марыына. Милое увлечение Марины Константиновны – коллекционирование подсвечников началось с конца 70-х годов прошлого века. Зная ее увлечение, знакомые привозили подсвечники в качестве подарка из разных городов и стран.

    Это сейчас подсвечник является элементом декора и даже предметом роскоши или произведением искусства. А всего несколько веков назад подсвечник был вещью повседневного обихода, необходимой в каждом доме и помещении, где хоть какое-то время находился человек. В качестве подсвечника в то время служил кусок железа или дерева со специальными углублениями для свечей. Об эстетическом виде подсвечника тогда не очень беспокоились, главное, чтобы он хорошо выполнял практическую задачу, и свеча из него не выпадала.

    Многие исследователи считают, что прообразом подсвечника был своеобразный стилизованный цветок, в который помещался  источник света. Многие мифы разных народов требовали изготовления таких цветков. Например, верование в бога Солнца Ра у древних египтян. Скорее всего, это были длинные подсвечники, которые размещались на специальных ножках, часто эти ножки были в виде лапы какого-нибудь животного. Свеча же помещалась в специальную чашу в форме цветка. На протяжении многих веков подсвечнику предстоял долгий и сложный путь, но в итоге эти вещи стали приравнивать к произведениям искусства. Наверное, одну из самых важных ролей в развитии подсвечников выполнял материал, из которого их изготовляли. Подсвечники до сих пор делят на типы, отталкиваясь от материала, из которого они сделаны.

    Существовали так называемые тяжелые подсвечники. Их делали из олова, бронзы и серебра. В XVIII веке появились подсвечники причудливых форм из железа и первые изысканные подсвечники из фарфора. В XIX веке в моду вошли литые чугунные изделия.

    Кованые подсвечники выполняют с помощью различных техник, поэтому такие подсвечники бывают очень разными. Также из железа изготавливали и с успехом продолжают изготавливать длинные подсвечники. Иногда их называют стойками. Они выглядят очень презентабельно, поэтому часто используются в оформлении торжественных мероприятиях, особенно свадеб.

    Керамические подсвечники. Они универсальны, подходят как для оформления званых обедов, так и для использования в повседневной жизни. Могут быть очень простыми, а могут причудливо и пышно украшаться. Бывают самых разнообразных размеров. В основном, на такой подсвечник можно установить от одной до пяти свечей.

     Хрустальные подсвечники. Простые в использовании и всегда торжественно выглядят.

     Деревянные подсвечники начали изготавливать очень давно. Сейчас возвращение к природным материалам вновь на пике моды.

    Соляные подсвечники способны не только украсить интерьер и подарить свет, но и ионизировать воздух, что очень благотворно влияет на здоровье человека.

    За несколько веков подсвечники очень плотно вошли в нашу жизнь. Постепенно люди сформировали некоторые правила хорошего тонаэтикет для подсвечников, которые нужно соблюдать. Вот некоторые из них:

    • В высокие подсвечники ставят низкие свечи. И наоборот, в низкие подсвечники ставят высокие свечи;
    • Если Вы ставите подсвечник на праздничный стол, желательно, чтобы он был из того же материала, что и посуда;
    • Свечи должны быть одного тона с остальным убранством стола;
    • Красные свечи предпочтительно использовать на Новый год или Рождество.

    Вообще «огонь» сопровождает человека почти всю его жизнь. И конечно при проведении различных обрядов, гаданий невозможно обойтись без огня. Кормят огонь, получают благословление, просят удачу, благопожелания и тд. Так, шаманские бубны специально нагревали перед обрядом камлания, чтобы извлечь хороший звук.

    На выставке представлены фотографии бубнов народов Сибири, Северо-Востока и Дальнего Востока из коллекции В.И.Иохельсона,  собранные в ходе научных изысканий в  составе Джезуповской  Северо-Тихоокеанской экспедиции (в Якутской области в 1912 г. и на Камчатке и Анадыре в 1901-1902 гг).  По просьбе посетителей традиционно в дни гаданий, в рамках работы выставки экспонируется уникальный предмет – жгут-подвеска от плаща эвенкийского шамана 12 неба Савэя — Васильева Семена Степановича из п.Иенгра Нерюнгринского улуса  РС (Я). Этот предмет Василий Семенович передал в дар музею после проведения обряда камлания в здании музея с пожеланиями удачи и процветания. При это он сказал: «В трудные минуты всегда мысленно обращайтесь ко мне при помощи этого жгута-подвески». Т.е. предмет является медиатором-посредником между шаманом и человеком. Предмет заряжен магической силой шамана на  исполнение  желания.

    Выставка проходит с 13 по 31 января 2017 г.

    Вход: 100 руб.

    Телефон: 35-38-84

     

     

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc