Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Выставка «Ньургуһун кэхтибэт кэрэтэ»
    14 мая 2019

    16-31 мая 2019 г. приглашаем на выставку, посвященную к 100-летию легендарной актрисы Саха театра Ирины Михайловны Максимовой.

    (1919-1991)

    Выставка рассказывает о человеке необыкновенной судьбы, познавшей в жизни необыкновенные взлеты и падения: известная балерина, одна из основоположников якутского балета; блистательная актриса драмы, примадонна сцены; безвестная повариха в заполярном поселке Быков Мыс. В разные периоды своей жизни она служила своим талантом родному народу.

    Ирина Михайловна в родном селе Ытык-Кюёль с мужем-актёром Романом Семеновичем Никифоровым организовали Таттинский народный театр имени П.А.Ойунского. Их работа как педагогов актерского мастерства и режиссеров была по достоинству оценена в 1961 году на I Всероссийском смотре народных театров в Москве. Пройдя все конкурсные туры, постановка «Лоокут и Нюргуһун» на якутском языке без синхронного перевода с триумфальным успехом прошла на сцене Кремлевского театра, и была победно оценена московскими театральными критиками. Впервые якутский язык звучал на такой высокой сцене. Затем для актрисы, вернувшейся в Сахатеатр, начался период множества ролей — женщин среднего возраста.

    «Велик ее вклад в искусство. Она слышала искренние слова благодарных зрителей. Созданные Ириной Михайловной яркие  интересные запоминающиеся героини как бы созданы самой жизнью. Каждый отдельный образ шаг за шагом раскрывал талант, творческий диапазон актрисы. В каком бы жанре она ни играла, она чувствовала стиль. Характеры сложных, трудных персонажей раскрывались, расцветали тонкими, почти незаметными нюансами, особенно в исполнении драматических трагических ролей.                      

    Если собрать все созданные ею образы, то их соберется столько, сколько людей на ысыах, скажем, в её родном круглом алаасе Кус Чаарбыт, в Баягинском наслеге. Можно представить, как вдруг напугались бы все, если б из этой толпы вышла бы Мёкюёя вперевалку и с возгласом «Хоох!» лизнула бы языком больные глаза Сайсары. В Мёкюёе даже сам автор Суорун Омоллон не узнал Ирину — ради этой роли, обезобразившей свою прекрасную внешность. Зато искры чистой любви Нюргуһун согревают чувства якутских девушек, мечтающих о такой же нежной любви. Чтобы посмотреть Дездемону приезжали специально с севера и юга республики. Когда она с Д.Ф. Ходуловым играла — в тот вечер все спешили в театр. А Поэма — корыстная дочь советского тойона, думающая только о выгоде. Она создала ее такой, что после спектакля тогдашние студенты хотели от возмущения даже проучить эту циничную мещанку. Как покорила сердце революционера Павки Корчагина, беззаботно выросшая Тоня Туманова. Героини из пьес «Таланты и поклонники» А. Островского, «Коварство и любовь» Шиллера… Трагическая судьба Луизы взволновала столько зрителей, столько слез было пролито! Она оставила в театральном искусстве своей неповторимый незатерявшийся след», — так вспоминают ее творческий путь коллеги.

    Живя далеко от центров советской промышленности, надо было уметь все делать своими собственными руками. Ирина Михайловна прекрасно шила и готовила. Мастерству в кулинарии и в шитье научила её жизнь — общение с разными людьми в гастролях, в поездках, жизнь на Крайнем Севере.

    Талантливый человек талантлив во всем.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc