Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Воспоминание Ф.А.Баишевой, первого профессионального хормейстера,заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РС (Я).
    26 апреля 2020

    Рубрика #История_ММФНЯ Воспоминание Ф.А.Баишевой, первого профессионального хормейстера,
    заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РС (Я).

    «Мои два года работы в музее. Я помню историю рождения музея. В 1987г. на базе Республиканского хорового общества было создано Якутское музыкальное общество, которому было выделено самостоятельное здание по ул. Кирова, 10, бывшее до этого студенческим общежитием Кульпросветучилища. Новому обществу откуда-то от якутских мастеров поступили музыкальные инструменты, поэтому у ответсекретаря Л.Е. Архиповой возникло желание создать Музей якутских музыкальных инструментов. Шло время. Однажды Любовь Егоровна радостно сообщила нам о том, что А.П.Решетникова живо восприняла идею создания музея и согласилась взять дело в свои руки.
    При темпераменте и энергии Аизы Петровны постепенно, сначала в статусе общественного, был создан этот интересный и редкий по концепции музей, теперь уже двадцать лет известный как государственный. В 1992-1994 гг. и я работала в нём, очень удивляясь многогранности тематики залов: «Музыкальный театр и композиторы», «Музыкальная этнография якутов», «Музыкальные инструменты народов Якутии», «Северный зал», «Уголок фольклориста Г.У.Эргиса», «Исследователи фольклора Якутии», последним был открыт зал «Якутские мелодисты».
    В моём ведении был зал «Музтеатр и композиторы», где я подробно рассказывала группам посетителей о истории становления профессионального искусства республики, о творчестве своих коллег, друзей, подруг. Например, о певицах А.П.Лыткиной, В.Н.Яковлевой, о балерине Е.А.Степановой, о композиторах Г.А.Григоряне, З.П.Винокурове и др. Наверное, на меня саму смотрели как на экспонат, особенно рядом со своим уголком о хоровом искусстве.
    Помню, как в 1992 г. в республике отмечалось 100-летие первого якутского композитора М.Н.Жиркова. По линии музея я провела много лекций-концертов: в Доме ветеранов, в Физматшколе при ЯГУ, Сельхозтехникуме, Институте усовершенствования учителей для участников семинара. В этих мероприятиях принимали участия оперные певцы: Мария Николаева, Марина Попова, Семен Оконешников, Роман Березкин и пианист Марк Слепцов. В музее был проведен интересный Вечер встречи участников постановки первой оперы «Нюргун Боотур» — людей, знавших и работавших с М.Н.Жирковым. Выступили с воспоминаниями П.К.Розинская, В.И.Студенцов, И.И.Филиппов, М.Р.Местников, М.К.Попова, И.М.Колодезников, Н.М.Желобцов; я была ведущей вечера, а позже и телепередачи. Вспоминали и смешные анекдоты. Например, В.И.Студенцов, будучи зам.директора театра рассказал, как в годы войны он и вместе с художником Г.М.Туралысовым выкручивались, достойно оформляя спектакль. Так «серебряное» нагрудно-наспинное украшение Туйаарымы Куо было сделано из … хлебного мякиша и покрыто краской. Однажды мыши съели илин-кэлин кэбиhэр. Материал дубликата пришлось размачивать уже не слюной, а керосином. Другие вспоминали казус Льва Попова – Сорук Боллура, который, забыв слова, не растерялся и во время вступил, запев: «Алдьархайдаах, до5оттоор! Тылбын умнан кэбистим… Оhулаатан!» («Все слова, друзья, забыл! Подскажите мне скорей!»). Никто не засмеялся в хоре, опечаленном бездыханностью Туйаарымы Куо. Зато после закрытия занавеса и по сей день все смеются над этим казусом.
    В моем дневнике записан «Музыкальный утренник», посвященный 80-летию П.К.Розинской во Дворце пионеров, с участием в концерте её учеников-пианистов и учащихся ДМШ г. Якутска. Я рассказывала о жизни и творчестве П.К.Розинской – своей первой учительнице музыки.
    1992 год для музея был самым насыщенным: с 1 октября, согласно заключенному договору с Министерством народного образования, музей в течение года посетили учащиеся почти всех школ города: с № 1-33 и ГПТУ-16, приезжали из Хатасской и Тулагино-Кильдямской школ. Эта потрясающая связь музея с образовательными учреждениями произошла в связи с принятием Национальной концепции в школах РС(Я). Это была очень напряженная работа: по расписанию ежедневно на 6 уроков приходили по несколько групп. Работники музея вспоминают этот период работы, когда министром образования был Егор Николаевич Жирков, как самый счастливый по востребованности музея год.
    Как зрительница помню очень интересный Вечер памяти, посвященный 85-летию Г.У.Эргиса (1993 г.). Воспоминания известных ученых украсили сказки Кукольного театра Зои Багынановой. В этом же году для меня организовывали выездные лекции-концерты «Ойунский в музыке», посвященные 100-летию великого поэта: в Национальной библиотеке, ГПТУ-16, Литературном музее. В концерте принимали участие солисты: И.Степанов, М.Попова, М.Николаева, А.Самсонов, Р.Березкин, А.Скрябина, дуэт А.Васильевой и Л.Постниковой, хор Якутского радио и телевидения под управлением А.Саввинова и концертмейстеры – М.Слепцов, А.Решетникова, З.Парфенова, И.Романов. Помню, в Литмузее слушателей было так много, что почти все студенты стояли.
    Проводила лекции-концерты в школе №2: для девятых классов — на тему «Поэт-песенник Семен Данилов», для 5-6 классов – на тему: «Марк Жирков и его творчество» с магнитофонными музыкальными иллюстрациями. А лекции о первой якутской опере прошли в Национальной гимназии для 10-11 классов тоже с аудиоиллюстрациями. Как видно только из моего перечня, музей проводил большую и интересную работу. Нас работников было не так много, но все очень старались. При надобности каждый мог быть экскурсоводом и рассказать в каждом разделе много интересного. Когда музей посещали иностранные гости, то экскурсии на английском языке вела сама Аиза Петровна.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc