Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”
    17 марта 2021

    Музей музыки и фольклора народов Якутии представляет виртуальную выставку “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию со дня рождения великого композитора.

    Генрих Ильич Литинский (4 марта 1901 — 26 июля 1985) — советский композитор и педагог. Профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР. Народный артист Якутской АССР и Татарской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки. Юность Литинского совпала с первыми годами революции и первых преобразований в стране. С юности молодой композитор отдавал все свои силы на строительство новой советской музыкальной культуры. Он начал организаторскую деятельность в профсоюзе “Союз работников искусств” г.Винница, в отделе народного образования (ГубОНО). Даже будучи студентом Московской консерватории налаживал тесную связь молодых музыкантов с рабочей молодежью. Со студенческих лет Литинский с увлечением изучал фольклор народов СССР. Это было новое веяние в советской музыке. В этот период многие композиторы Москвы и Ленинграда обратились к фольклорной музыке народов СССР. Композиторам, мыслящим языком классической музыки, трудно понять язык народной музыки, которая в основном сопровожается игрой на одноголосном инструменте и звучит в своеобразной пентатонике, которая у всех народов разная. Творческий гений Литинского постиг эти тонкости. Вместе со своими студентами-композиторами он постиг языки чувашской, башкирской, татарской, алтайской народной музыки. Композитор создал много национальных произведений разных форм (этюды, сюиты, кантаты, оперетты, балеты, оперы), в том числе и первую якутскую оперу “Нюргун Боотур Стремительный”. Генрих Ильич, следуя завету своего учителя Глиэра, был против соавторства музыканта европейской школы и национального композитора-мелодиста — национальное творчество может сформироваться только силами своих молодых, талантливых, квалифицированных национальных композиторов. Но он все же согласился работать над оперой в соавторстве с Жирковым, возможно потому, что Якутия была одной из тех немногих республик, где у Генриха Ильича не было учеников. В соавторстве они написали первые якутские музыкально-сценические произведения, самым знаковым из которых стала эпическая опера «Нюргун Боотур». Марк Николаевич Жирков — талантливый самородок, собиратель, хранитель и знаток якутской народной музыки. Он писал музыкальные темы персонажей оперы, а Литинский делал оркестровые партии. Генрих Ильич, со свойственной ему мудростью, интеллектом и творческим гением разобрался в душе, языке, стилях и методах выражения музыкальной основы якутской народной музыки. Литинский Г.И. совместно с М.Н.Жирковым: оперы — «Ньюргун Боотур Стремительный» (1947; 2-я ред. 1957), «Красный шаман» (1967); «Сыгый Кырынаастыыр» — лирическая опера, лиретто: Иоакима Дмитриевича Избекова и И.Д.Винокурова. балеты — «Полевой цветок» (совместно с М. Н. Жирковым; 1947; 2-я ред. 1960), «Алый платочек» (1949; 2-я ред. 1967), «Радость Алтана» (1963) — одноактный телевизионный балет, посвященный первооткрывателям якутских алмазов. оперетта музыкальная комедия — «Здравствуй, университет!» (1970); Вместе с прекрасным поэтом Иваном Гоголевым он взял тему из жизни ЯГУ — самого молодого университета страны. 2 рапсодии: «Ысыах» (1966), «Айхал» (1972), цикл песен “Край алмазный, край родной” (музыка: совместно с супругой Розой Давыдовной Ромм. Текст: рабочих-алмазников г. Мирного, 1960); а также обработки чукотских, эскимосских и других народных песен. Генрих Ильич Литинский создал оригинальную музыкальную стилистику, отражающую особенности якутской песни, причем без прямых фольклорных заимствований. Он скончался 26 июля 1985 года в Москве. Имя Генриха Ильича Литинского стало синонимом творческого гения, служения лучшим традициям советского музыкального искусства, воспитания первых национальных профессиональных композиторских кадров, глубоких научных исследований музыки.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc