Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Сотрудник музея Н. И. Слепцова приняла участие на Всероссийской НПК «III Роббековские чтения»
    22 марта 2019

    Старший научный сотрудник музея Нюргустана Ивановна Слепцова приняла участие на Всероссийской НПК «III Роббековские чтения» с докладом «Музейный видеоэкспонат «Я-веточка рода Донрэтькын: этнографические и фольклорные материалы об эвенах местности Чубукулах Среднеколымского улуса РС(Я)».

    Аннотация: Рассматривается один из ведущих способов в деле сохранения и актуализации этнокультурного наследия эвенов – создание музейного видеоэкспоната «Я – веточка рода Донрэтькын», содержащего этнографические и фольклорные материалы об эвенах местности Чубукулах Среднеколымского улуса РС (Я).

    Ключевые слова: этнокультурное наследие, эвены, музеефикация, видеоэкспонат, этнографические материалы.

    • современном мире происходит постепенное разрушение естественной среды бытования обычаев, обрядов, ремѐсел коренных малочисленных народов Севера и неизбежная утрата объектов нематериального культурного наследия.

    Остро стоит вопрос сохранения и актуализации этнокультурного наследия. Музей музыки и фольклора народов Якутии избрал как один из ведущих способов музеефикации создание видеоэкспонатов, одним из которых является «Я – веточка рода Донрэтькын» об эвенах местности Чубукулах Среднеколымского улуса.

    Информантом для создания диска выступила руководитель Родовой кочевой общины коренных малочисленных народов Севера — эвенов «Чубукулах» Ефимова Аксиния Ивановна. Сама по себе постановка вопроса о сохранении и развитии форм традиционной культуры, обычаев и обрядов, народных умений и знаний, технологий старинных ремѐсел не нова.

    «Обращение к истокам эвенской культуры позволившей им не только выжить, но и сохранить свою этническую самобытность, особый стиль мироотношения, сформированный многовековой практикой в суровых природно-климатических условиях, безусловно, правомерно и в высшей мере актуально» [2, c.6]. Наилучшим образом это осуществлялось, когда было частью среды бытования. Жизнь эвенов тесно связана с традиционным промыслом оленеводством. Как говорится без оленя нет эвена. Он основной продукт питания, он дает материал для одежды и строительства жилища, он главный герой всех произведений народного искусства. Одним словом, источник благосостояния семьи и личного счастья каждого человека. Вся жизнь эвена вращается вокруг оленя. Он знает о нем абсолютно все: анатомию, характер, жизненный цикл, возрастные особенности. И очень любит это безобидное, трогательное животное. Каждому новорожденному ребенку

    • семье дарят оленя. Чаще всего важенку, будущие телята которой тоже будут принадлежать ребенку. К моменту взросления у него накопится свое маленькое стадо, необходимое для начала самостоятельной жизни. Все эвены имеют так называемого «любимого оленя» — хэвэка, который лечит, если хозяин заболеет, забирает его тяжелые мысли и переживания, помогает в трудные моменты жизни. Этот олень освобождается от всех работ. [6]. Рассказ информатора пронизан любовью и гордостью своими оленями: «У рода Донрэтькын олени высокие, красивые и выносливые, т.к. издревле принят был метод кровосмешения с оленями соседних юкагирских родов. Самая крупная порода оленя так и называлась «Кровосмешение». Но реалии перехода к новым рыночным отношениям таковы, что поголовье оленей у рода почти исчезло.

    Изменения         в   социально-экономической  жизни,   развитие     общественного

    сознания отражаются в первую очередь на семье. Семья это частица рода, живущая по законам рода, а точнее по обычаям и обрядам. Утрата традиционного промысла эвенов — оленеводства ведет к утрате этнической

    самоидентификации, этнической культуры. Определяется место этнокультурной компоненты в общей структуре культурного наследия. В

    качестве базовой составляющей этнокультурного наследия трактуется этническая культура в локальных вариантах еѐ бытования. В данном случае представлен локально эвенский род из местности Чубукулах на Средней Колыме РС (Я). В музейном видеоэкспонате описывается традиционный уклад эвенов рода Донрэтькын, что означает таѐжные люди.

    Род Донрэтькын состоит из нескольких семей: Тайшиных, Тарабукиных, Дьячковых, Горулиных. Этот кочующий род занимался оленеводством. Издавна род жил по соседству с таѐжными юкагирами. По рассказам старейшин род в прошлые века защищал свои территории от нападков чукчей и юкагиров. Один такой эпизод, передаваемый из уст в уста сохранился до наших дней.

    «В те времена эвены всегда были в боевой готовности. Стойбище устанавливалось в таком месте, откуда был хороший обзор вокруг. Каждый мужчина имел бубен, который брал с собой на охоту или на пастбище. При опасности он начинал громко бить в бубен, покрикивая, во всю мочь. Это сигнал своим о приближении врага.

    Женщины и дети имели свои обязанности при нападении врага. У каждого был маут и другие приспособления противостоять врагу. Все хорошие стрелки обороняются из лука со стрелами (ружей не было). К умению противостоять врагу детей приучали с 5 лет: карабкаться по дереву, бегать по скалам, прыжкам через дерево, через кустарник, через глубокую речку, к бесшумной ходьбе.

    Для описания рода был выработан определенный алгоритм, который в дальнейшем может быть использован в фиксации других родов КМНС:

    1. Род Донрытькын из местности Чубукулаах на Средней Колыме.
    • Роль старейшин рода.
    • Календарный праздник «Икэнэк».
    • Тотемы рода Донрытькын.
    • Обряды нашего рода.
    • 6.     Моя семья – веточка родового древа.
    • Фольклор – сказки моего детства (на эвенском и русском языках).

    Во время работы с информантом определена уникальность данного эвенского рода: в традиционной культуре эвенского рода Донрэтькын очень сильно влияние юкагирской этнокультуры, обусловленной проживанием несколькими веками по соседству с таѐжными юкагирами. Это отражается в цветовой гамме традиционного эвенского костюма, в скрещивании пород оленей, торговых отношениях и др.

                   В данной работе рассмотрен способ сохранения нематериального культурного наследия в виде музейного видеоэкспоната как преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа с целью их максимального сохранения и актуализации. В результате выявлен алгоритм фиксации,

    презентации и трансляции нематериального наследия как фундамента сохранения этнической культуры.

    Данный диск был презентован в ноябре 2018 года в на открытии одноименной персональной выставки А.И.Ефимовой в Музее музыки и фольклора народов Якутии.

    Вы можете приобрести данный диск «Я-веточка рода Донрэтькын: этнографические и фольклорные материалы об эвенах местности Чубукулах Среднеколымского улуса РС(Я)» за 300 руб.

    Наш адрес: ул.Кирова, 31 (3 этаж), тел.35-38-84



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc