Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • #Рубрика_эвенки_ммфня
    9 сентября 2020
     

    Большое значение в жизни эвенков имели сказания, предания, легенды. Еще Георги в 18 в . писал об эвенках, что «знания их утверждаются только на преданиях». Рассказы о событиях, в которых выделялись лица, обладающие всеми чертами хорошего охотника-воина, жизненной мудростью и знанием жизни, передавались из поколения в поколение, пока не превратились в сказания, поэмы эпического характера, легенды и предания. Все они у эвенков назывались нимнгакан. Героические сказания относятся к более ранним этапам жизни, временная связь с которыми давно была утеряна, родовые предания – к более позднему времени (16-17 вв.), связь с которым еще сохранялось в виде прежних родовых названий.
    Эвенки, по сказаниям и преданиям представляя себе исторический ход жизни своей группы, различали в ней периоды: нимнгакан – очень древний, «когда земля начинала становиться»; булэмэкит – период войн и расселения оленеводов; период формирования современных групп (Подкаменная и Нижняя Тунгуска). Определяя эвенки любые события по отношению к этим периодам. Сказания и предания, имея большое воспитательное значение, формировали сознание, чувства и волю, знакомили с традициями, нормами жизни и историей рода.
    Днем мальчиков воспитывали физически и прививали им хозяйственные навыки, а по вечерам, рассказывая, передавали им накопленные навыки, а по вечерам, рассказывая, передавали им накопленные старшими знания. Большое количество рассказов (улгурил) относилось к периоду после прихода русских. У групп, образовавшихся в исторический период , бытовали этногенетические предания. Совсем маленьких детей знакомили с животными, их образом жизни и с предметами быта. Приведем один из рассказов, из которого дети узнавали, чем питаются животные. «Шел, шел Унянган, встретил лося. – «Что ешь? – спросил. – «Талинки ем». – «Ну, расти большой!» (букв. от рождения расти) . Пошел Унянган искать медведя, встретил. «Что ты ешь, дедушка?». – «Ем я мышей, лосей, муравьев». Послушал Унянган, пошел искать волка. Встретил его. «Волк, что ты ешь?». – «Оленей ем, собак, людей!». – «Ну, расти большой!». Унянган ушел искать тетерева, нашел. «Что ты ешь? – спросил. – «Ягоды ем!». – «Ну, расти большой!». 

    Унянган пошел искать лису, нашел. «Лиса, ты что ешь?». – «Зайцев, мышей ем!». – «Ну, расти большая». Пошел Унянган, встретил куропатку. «Что ты ешь?». – «Талинки, бруснику, толокнянку ем»…» (Далее он встречал оленя, собаку, лошадь, корову и хищников).


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc