Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • #рубрика_эвенки 
    24 октября 2020
     
    В изобразительном искусстве эвенков проявилась их исключительная зрительная память, наблюдательность, способность охватить наиболее характерное и передать его, особенно развитое чувство цвета, сказавшееся в гамме цветов, например в геометрическом бисерном орнаменте и т. п. Изобразительное искусство эвенков нашло свое выражение в резьбе во кости, дереву и железу, в изготовлении деревянных фигур, в литье фигур из свинца и олова, в выковывании разных предметов, в нанесении краской силуэтных рисунков на деревянные предметы, в тиснении на бересте, в шитье из меховых полосок и квадратиков, в вышивках швом с подшейным белым волосом оленя, бисером и шелком и в вырезании фигур из бересты. Представлено оно и музыкой, пением, танцами.
    Художественное оформление костяных (роговых), деревянных и металлических предметов было делом мужчин; оформление берестяных, меховых и ровдужных предметов обихода — делом
    женщин, а вырезывание из дерева и бересты игрушек — делом и мужчин и женщин.
    Деревянными предметами, на которые наносили орнамент, были луки вьючных и детских седел (у оленеводов), ботала для оленей, короба, иногда колыбели, доски для кройки и другие мелкие бытовые изделия. Нож, который мужчины всегда носили при себе, в свободное от других работ время был в действии. Далее в комм.
    Им наносили орнамент, вырезали фигурки, изготовляли различные предметы быта.
    Основной орнамент, наносившийся оленеводами-орочонами на различные вещи, был геометрическим (линии, треугольники или прямоугольники и дуги, вынутые кончиком ножа). Пpoцecc вынимания треугольников и орнамент, составленный из комбинаций таких выемок, назывался дуктыкэ. Выемки часто закрашивали черной красной, а оставшиеся плоскости дерева — белой. Прямые линии, вырезанные ножом, назывались угур (от угу — «вырезать прямые линии»). Полукруги назывались так же, как само действие, — ты нуирэ, а орнамент из полукругов — ты нуирэк. Вырезались еще два завитка — дёлог иен (рог барана) и сэли иен (букв. «рог мамонта», т. е. клыки мамонта).
    Они своими концами соединялись в определенный рисунок. Если лука седла посредине была разделена широкой полосой из дуктыкэ, то от нее к наружным линиям делали изогнутые кверху линии, которые назывались саремукта~саремикта — «бровь». Иногда самую середину луки окружали шестигранной выемчатой полосой — дюр киричи (букв. «двухгранной») с несколькими рядами дуктыкэ и в ней вырезали линиями очень схематичное изображение человека (бэе) — голова с туловищем, приподнятые руки и раздвинутые ноги. Некоторые эвенки, забыв значение этого изображения, продолжали линию тела до ступней ног. Иногда в середине луки седел наносили одну прямую линию, расходящуюся внизу на три, или рисунок креста.
    Такой способ орнаментировки лук седел был распространен от Витимо-Олекминского плоскогорье на восток до Охотского мори. Орочоны сами различали принадлежность седел по окраске: у витимо-олекминских преобладали белый, голубой (синий) и желтый цвета; у алдано-зейских — белый, бурый (красный) и черный. Среди забайкало-витимских встречались высеченные линиями очень схематичные изображения оленей. Некоторые из верхневилюйских оленеводов силуэтный рисунок оленя наносили краской. Изображения оленей наносили ножом на деревянных дощечках — боталах, на кроильных досках, иногда на мужских коробах (гэлэрук) и черпаках.
    Исп. Литература Г.М. Василевич «Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.)


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc