Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Жанры_якутского_фольклора
    17 ноября 2020

    Осуохай- это комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, танца, мимики и жеста. Такое свойство принято обозначать словом “синкретизм” (от греч. synkretismos “соединение”).
    Одним из первых исследователей термин хороводные песни ввел в научный оборот А.Ф. Миддендорф в работе «Путешествие на се¬вер и восток Сибири” (1878), где привел полный текст осуохай. Осуохай как отдельный жанр фольклора был разработан известным запевалой и исследователем Н. Е. Петровым (1990). Локальные варианты осуохай были записаны и нотированы первым профессиональным якутским композитором М.Н. Жирковым (1971), музыковедами С.А. Кондратьевым (1963), Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Николаевой (1981), Г.Г. Алексеевой (1986; 1994), В.С. Никифоровой, Т.И. Игнатьевой (2003), А.С. Ларионовой (2000). Богатый материал по искусству запевал осуохай собрали фольклористы А.А. Саввин (1938), В.Н. Васильев (1945), В.В. Илларионов (1972), сотрудники отдела олонхо ИГИ АН Республики Саха (Якутия), энтузиасты В.С. Лосотов, М.Т. Мойтохонов и др. Язык хороводных песен и его лексико-стилистические особенности были исследованы Л.С. Ефимовой (2004). Существует множество вариантов осуохай, которые отличаются по композиционной структуре, по ладоинтонационной и метроритмической основе, по манере пения, по стилю и по танцевальным движениям. М.Я. Жорницкая (1966) исследователь танцевальных движений осуохай выделила несколько вариантов этого танца. Исследователь песенной лирики якутов в стиле дэгэрэн А.С. Ларионова выделяет 4 локальных направления в песенной культуре народа саха. Исследователи Н.Е. Петров, Л.С. Ефимова выделяют три основных типа хороводного танца осуохай: вилюйский (классический), приленский (заречный — В.O.) и олёкминский. Вилюйскому типу характерны исполнение осуохай в три этапа: вступление, основная часть — танец шагом и танец прыжком, цельный смысловой текст и вариативность исполнения. Например, «сунтаардыы» (Н.Е. Петров, С.Я. Яковлев, Н.Е. Тимофеев, А.Г. Зверев и.др.), «хочолуу» (Л.С. Ефимова, Д.С. Иванов и др.), «ньурбалыы» (С.С. Егоров, Е.Н. Егоров, Н.Ф. Осипов, С.Н. Николаев и др.)
    «булуулуу», манера пения «этэн ыллыыр» (поёт четко, выговаривая слова) (Э.Е. Алексеев, Г.Г. Алексеева)- продолжение в следующий четверг.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc