Видеоэкспонаты
    • Юкагирское любовное письмо №1

      Юкагирское любовное письмо №1
    • Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).
    • Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

  • Рубрика #Страшныеистории
    18 ноября 2020

    Рубрика #Страшныеистории

    Жанр страшных историй имеет особое место в менталитете якутян: единицы его транслируются с соблюдением уважения к ним по причине неоспоримой истинности сюжетов и коллизий. Жанр находится на грани изречимости именно по причине его огромного духовно-нравственного значения. Этот жанр потаенный – исполняется в необычное время, в необычном месте или исполняется в атмосфере сердечности, типа исповеди близкому человеку, и избегается детей несознательного возраста.
    Возможно, у других народов существует иное значение этого жанра в системе фольклора, не столь сакрально значимое, как в среде якутян.
    Каждая страшная история является неким кирпичиком и составляет часть целого -архаической картины мира шаманиста и, возможно, дошаманской эпохи, и даже занимает само пустующее место этой ушедшей в прошлое религии. Единицы жанра имеют форму сказки: с одной стороны, «древней», «первобытной» по неоспоримой архаичности описываемых явлений, но не по механизму ее создания и передачи. С другой, «сказки», которая каждый раз новая, только что сложенная, современная, отражающая именно сегодняшний день. Так в творчестве народа выражается его дух, и в такой форме отражения современности бьется его сердце.
    Жанр страшных историй – нечто большее, чем один из фольклорных жанров или суеверие. Это некая схема, по которой происходит мышление якутянина, даже современного; каркас народной философии – схема отражения действительности и практического проявления в ней духа человека и осмысления этого процесса.
    Этот жанр бытует исстари. «Жития шаманов, рассказы про чертей и чудовищ составляют две трети якуто-эвенкийского фольклора. Они очень мало записаны якутоведами» — справедливо отмечает С.И.Николаев [К вопросу о происхождении якутских легенд о древних людоедах. С.51 / Сборник статей и материалов по этнографии народов Якутии. Якутское книжное изд-во. Я. 1961. – 107с.]
    Этот жанр ведет свое начало от первобытной сказки – по определению Мелетинского ЕМ., специфическое отражение архаического мифа в фольклоре, бытующее в человеческом менталитете с доисторических времен [Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. Изд-во Восточной литературы. М., 1965. – 462с – С.42].



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc