Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #страшныеистории
    30 ноября 2020

    Рубрика #страшныеистории

    О жанре страшных историй

    В страшных историях мы видим черты мифа о культурных героях советского времени – в историях о первых учителях, пламенных коммунистах и безвременно ушедших артистов. Миф выражается в форме бытовой сказки, даже героической, отражающей современные реалии жизни.
    «В древнейших форма сказочного эпоса (прасказке) героем выступает обычно «один человек». Целиком зависит в свой судьбе и удачи от различных духов-хозяев… Если культурный герой олицетворяет коллектив в целом, то некий «один человек» воплощает каждого, любого из его члена» [Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. Изд-во Восточной литературы. М., 1965. – 462с – С. 24] «Не панегрики, не религиозные легенды, не династические хроники, а народный эпос доклассового общества – первоисточник героического эпоса» [там же – С.19] — Е.М.Мелетинский видит истоки героического эпоса именно в древнейшем пласте архаического фольклорного наследия, к которому, по всей видимости, как раз относится жанр страшных историй. В них мы даже не видим утраты священного значения религиозных представлений шаманизма.
    «В первобытных сказках в центре внимания – не природа в целом и не коллективные судьбы племени, а «случаи» из жизни отдельных людей. Некоторые из этих случаев могут быть непосредственными откликами на действительные события» [там же – С.24]. Страшная история несет в себе миф и выражает его в форме бытовой сказки, отражая в ней современный быт и опыт. Она современна – уже есть истории про компьютеры и телефоны. Но она первобытна – она есть до сих пор, она не суеверие, она сама есть ноумен ментальности шаманиста, его ощущение бытия этого мира, это даже каркас мироощущения.
    Этими страшными историями очерчено место Центра духовности, но сам этот центр пуст. Он пуст с тех пор, как родоплеменной уклад жизни и его культ канули в омут времени. С тех пор прошел известный срок, прошли эпохи, сменились поколения, но Центр духовности все еще остается пустым. Некоторые люди, в стремлении заполнить этот центр, принимают другие религии, но якутяне, в массе своей, не могут принять другие религии, заимствованные из контекстов других культур.
    #ммфня #страшныеистории #Якутия



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc