Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Страшные_истории
    2 ноября 2020


    С 1985 года настала эпоха Перестройки советского общества на всех уровнях, «горбачевская оттепель», когда был снят «железный занавес», охладела гонка вооружений, и произошли коренные демократические перемены в обществе. — Именно в такой общественно-политической ситуации, когда активная идеологизация всех сторон жизни уступила место плюрализму и толерантности, возросло национальное самосознание и у народов республики появился глубокий интерес к собственной традиционной культуре — происходил сбор образцов столь специфического фольклорного материала. Но и во время сбора образцов в конце 1980-х, начале 1990-х гг часто приходилось слышать одну фразу, проговариваемую шепотом: «Только ты никому не говори, что это я тебе рассказала!» — люди боялись. Люди не хотели, чтобы их авторитет подрывался слухами о том, что они, мол, болтают всякую чепуху. Их можно понять, потому что очень многое, связанное с традиционной культурой и шаманизмом в том числе, происходило в 1985-е годы в советском обществе впервые, и было не ясно, на сколько долго это продлится, и что может случиться, и чем может все это обернуться потом. Этот факт тоже сыграл роль в безымянности информантов.
    Стремящиеся к сохранению инкогнито информанты очень желали своим устами вновь и вновь воспроизвести народные сказания о современных героях народа, транслируя через себя светлую память о них. – Сам жанр страшных историй имеет очень сильную идеологическую, психоэмоциональную составляющую.
    Жанр страшные истории в среде якутян – народа советской Якутии, повествует о случаях явлений привидений, духов и других загадочных явлений. В сюжетику жанра входят рассказы о случаях необычных, аномальных явлений, связанных с мертвецами, духами леса, дома, необычными явлениями природы и другими чудесными происшествиями.
    Страшные истории в научной литературе имеют различные термины: побасенка, быличка – суеверные рассказы о сверхъестественных существах и явлениях (крестьянские страшные рассказы о домовых, утопленниках, мертвецах; страшилка, страшная сказка). Эти термины применяются к русскому фольклору в смысловом поле суеверных рассказов о пережитках дохристианского прошлого. — С11.
    [Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантика образов: В 3т. Том 1: Былички, бывальщины, легенды, поверья о «духах-хозяевах». – СПб.: Наука, 2001. – 584с.]

    Официально принявшие христианство якутяне в душе все равно остались шаманистами. Шаманистская картина мира до сих пор имеет глубокие корни в душе и в сердце народа, удивительно мирно уживаясь с атеистическим мировоззрением. И если термины побасенка и быличка, возникшие при изучении русского фольклора, указывают на старинные дохристианские пережитки (веру в духов природы), то в условиях Якутии эти термины не могут быть применимы по причине того, что здесь все это живо до сих пор, и будет жить, составляя основу мировоззрения и мироощущения в личной картине мира каждого якутянина.
    Более того, прижившийся термин страшные истории, возможно, в большей степени неактуален потому, что более четкое определение этого жанра имеет в себе такие священные понятия как Свидетельство, Явление, Легенда о великом, Откровение и причащение к шаманской вселенной. Здесь присутствует не суеверие, но искренняя вера. Причем, этот жанр жив и поныне потому, что его исток до сих пор существует.
     
    https://www.instagram.com/tv/CHAY4lmlJ1c/?utm_source=ig_web_copy_link


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc