Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Страшные истории
    31 мая 2020

    Долгими зимними вечерами моя бабушка Ирина Михайловна Максимова рассказывала мне многие удивительные истории о чудесном. Мистические случаи про явления духов и духовных сил. Половина из них произошла с ней.
    Ирина Михайловна (24.05.1919 – 11.07.1991) росла в культурной среде, которую можно определить как действительно традиционную и национальную со старым укладом жизни, пропитанную живым исполнением эпоса. Тогда у народа еще были последние великие шаманы. Она пережила с народом все периоды становления Советской власти, созидание новой Якутии, переселение репрессированных родов и персон на Крайний Север, расстрелы врагов народа и многое другое. Работая в Якутском музыкально-драматическом театре, она глубоко впитала в себя традиционную якутскую культуру, ежедневно изучая и постигая ее под руководством и соратничеством всех выдающихся ее деятелей.
    Все страшные истории, рассказанные ею в этом сборнике, это, с одной стороны, форма воспоминаний Ирины Михайловны о своей молодости, с другой, часть нового, советского фольклора Якутии. В этих историях седая архаика, эволюционируя, отражает реалии уже новой жизни.
    Как часть фольклора жанр «страшные истории» тесно связан со временем своего возникновения и бытования. Поэтому рассматривать его следует в историческом контексте. В нашем сборнике мы остановились на образцах, показывающих мироощущение якутянина переломной эпохи времен гражданской войны и первых лет становления советской власти в Якутии.
    Все наши образцы отражают народное самосознание и картину мира, какими они бытовали в 1920-1930-х гг.: когда красные партизаны бились с белобандитами, затем атеисты боролись с шаманством, сжигая бубны и костюмы, с религией, громя церкви, работали избы-читальни Ликбеза, шло отделение хлева от дома, организовывались коллективные и совместные хозяйства, сознательные активисты вступали в ряды ВКП(б), и выступали с пламенными речами агитаторы под красными знаменами; и в период после Великой Победы, когда всеобщее народное воодушевление стало основой прогрессивного развития республики и страны.
    В старину, до революции якутские страшные истории повествовали о явлениях духов могучих древних шаманов, родоначальников, воинов и других великих людей. Но после становления новой власти героями жанра стали простые люди, атеисты, воины и труженики.
    ♥В рассказе «Красный партизан» описывается явление «отпечаталось в природе». Традиционно бытует запрет шуметь, кричать, петь на открытом воздухе, потому что духи могут проявить внимание или подслушать, а затем и очень сильно навредить судьбе шумевшего человека. Но, с другой стороны, отчаянный выплеск страсти природа фиксирует в себе, и фантом той энергии иногда становится явным, проявляется, даже спустя годы и десятилетия. Проявляется это примерно так, как в этом рассказе услышал мальчик. Это некое, пока неизученное явление.
    Гражданская война – большое горе для народа. Сложилось так, что в ней победили красные — этот исторический факт создал такие определения как «красный герой» и «белобандит». Конечно, все гораздо сложней с высоты наших дней, но в 1930е именно эти определения имели место.
     
    https://www.instagram.com/tv/CAxftiBAWar/?utm_source=ig_web_copy_link


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc