Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Статьи_доклады_АПР
    20 июля 2020

    Рубрика #Статьи_доклады_АПР

    Предпринятая интерпретация по-иному раскрывает сложный образ тотемных животных, представлявшихся и реальными животными и людьми-оборотнями (а позже и духами-хозяевами). Зооморфная кодировка одного из первопредков в нарративах, связанных с временами первотворения, была присуща всем народам – носителям дошаманистской горизонтальной модели мира: миру людей противостоял мир природы / лес, чьи обитатели считались «лесными людьми». Мысль о всеобщем круговороте в природе, умирании-возрождении ее животно-растительных объектов привела носителей горизонтальной модели мира к включению своих покойников в природный мир: к идее их возрождения в «том» мире, куда навсегда ушли тотемы-первопредки, пребывающие в профанном времени в облике зверей / птиц / растений / скал. Представления о загробном мире и таинстве рождения были неразрывно связаны и переплетены с идеей оборотничества тотемных существ. С этим начальным этапом мифологизирующего сознания, предположительно, связано появление особого охотничьего языка с употреблением синонимов, иносказаний, поскольку считалось, что культовый промысловый зверь понимает сказанное, ведь будучи получеловеком во времена первотворения тотем понимал человеческий язык.
    Думается, что сюжеты об одном из первопредков как о зооморфном существе возникли не потому, что «еще не осознавалось четкая грань между людьми и животными». Эта грань всегда осознавалась. Нереальность соития человека-первопредка с представителем нечеловеческого происхождения (животного /птицы /растения /скалы), конечно, осознавалось создателями мифов. Тут дело в другом. В сюжетах об оборотнях (полулюдях-полуживотных), на наш взгляд, отражен процесс зарождения идеи о сверхъестественном предке этноса. Это представление о принципиальной возможности оборотничества, оторвавшись от времен первотворения и событий антропогонического мифа, далее развивается в шаманизме, где сверхъестественное приписывается особым способностям, знаниям заклинаний.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc