Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Современное_искусство 
    23 ноября 2020
    Рубрика #Современное_искусство Новой Гвинеи.

    «Вдова смотрит на могилу Окука» 2000.
    Продолжая рассматривать работы Матиаса Кауаге
    Ямбакей Пальма Окук (1945-1986) – лидер оппозиции, выдающийся представитель коренного народа чингу, (к которому принадлежит и художник М.Кауаге (Кауаж), видный государственный деятель Новой Гвинеи эпохи становления независимости. Окук оставил две вдовы: леди Карина Окук и доктор Элизабет Райдер и шестеро детей. Смерть политика сильно повлияла на народ и Кауаге выразил это в картине погребения.
    Про автора, про Я.Окука, про культуру племени чингу нам не известно ничего. О культуре папуасов российский интернет сообщает только наблюдения Н.Н.Миклухо-Маклая, описывающего некоторые народы этой страны. Но если посмотреть непредвзято на картину, то по ней можно проследить основные моменты традиционной культуры этого племени. Давайте попробуем.
    Народ чингу занимаются земледелием: женские образы имеют сумки для сбора плодов. Автор представляет нам могилу Окука как традиционное наземное погребение, тело лежит на боку и завалено лесом, стволами. Художник отмечает наличие в земле нескольких поколений предков умершего – 5 портретов. С краю есть фигура с 4 глазами – возможно, это символическое изображение или самой земли, или смерти или указывает на множественность предков, которые уже вне памяти потомков, покоящиеся в этом месте.
    Могильник имеет две части: в ногах 4 копья, торчащие из земли. – что это может означать в русле размышлений о представлениях о смерти? А также стебель-палка, полный плодов; в головах же растет новое растение. Вдова держит трезубец, это, возможно, скипетр-штандарт власти. Сумка ее полна плодами
    Если предположить мировоззрение народа чингу о загробной жизни, то название картины отсылает нас к одной вдове — вдове с трезубцем-штандартом. Вторая женщина, нарисованная боком, вся опутана веревками-браслетами, буквально привязана к этой могиле. Веревки спускаются именно около головы покойного и цветок растет тоже из его головы — это явные символы возрождения. Сумка ее пустая, плоды растут из земли. В руках острый серп — тогда получается, что это образ смерти.
    Но она же связана веревками с головой покойного – тогда это следующая мать души покойного. И получается, что здесь мы видим пожелание скорейшей реинкарнации – вдова прощается с умершим, новая мать его принимает, отсекая серпом прошлую жизнь.
    Реинкарнация через растение, цветок, плод является частью мировоззрения племени чимбу. У многих народов-шаманистов, и наших тоже, эта идея тоже присутствует, даже если эти народы не занимаются земледелием.
    После погребения дух человека остается в этой земле. Там 5 ликов и он 6-ой. Судя по этому рисунку, кладбище представлено как место не сколько индивидуальных могильников, а чуть ли как место кремации, потому что сама могила, покрытая лесом, может быть и подготовкой костра. Или новое погребение происходит поверх старого.
    Знакомство через призму искусства с традиционной культурой столь отдаленного от нас народа дает почувствовать общность человеческой ментальности, восприятия вселенной и круговорота душ в природе.

     
     


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc