Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Самодеятельное_музыкальное_искусство_Якутии
    28 октября 2020

    Дореволюционный этап развития якутской музыки подразделяется на два периода: первый — с древнейших времен до XVII в.; второй — с XVII в. до 1917. Этот дореволюционный этап характеризуется развитием древней музыкальной культуры якутов, а с XIX в.— глубоким проникновением в быт якутского народа русского музыкального и поэтического фольклора, музыкальных инструментов, новых форм музицирования.
    Музыкальное мышление якутов получило воплощение в двух песенных стилях. Первый из них — «дьиэрэтии» — составляет основу традиционного песенного искусства и героического эпоса олонхо. Он представлен группой жанров, ведущим из которых является тойук — многотирадная композиция с характерным начальным возгласом «Дьээ буо!» («Ну, вот, слушайте!»). Стиль «дьиэрэтии» отличается от европейского типа музицирования пратональным интонированием, горловым звукообразованием, наличием кылысахов — горловых фальцетных призвуков, создающих эффект «сольного» двухголосия.
    Второй стиль якутского музыкального фольклора — «дэгэрэн» — характерен для бытовых песенных жанров и отличается от пратонального интонирования «дьиэрэтии» естественной манерой пения в темперированном строе.
    Два стиля традиционного якутского песнетворчества, имея свой круг жанров, составили основу музыкальной драматургии синкретического жанра олонхо, который как манас киргизов, улигеры бурят, макомы и мугамы узбеков и азербайджанцев, явился школой воспитания профессиональных исполнителей музыки устных традиций — олонхосутов.
    Несмотря на то, что исполнителем олонхо, как правило, является всего один человек, искусно владеющий актерским перевоплощением, музыкальной характеристикой всех действующих лиц, — олонхо в очень длительный исторический период (как пишет В. Ермолаев примерно с VII в.) до начала XX в. заменяло якутам театральные представления.
    Два стиля якутского песенного фольклора определили и своеобразие инструментального музицирования, выраженного в двух типах бытового и импровизационного исполнительства на хомусе и кырыымпе.
    Отсюда и понятно, что различные манеры вокального интонирования («дьиэрэтии» и «дэгэрэн») охватили все песенные жанры.
    Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск.: НКИ «Бичик», 1994


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc