Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #русские_старожилы_арктики 
    18 марта 2021
    Дорогие друзья, сегодня под рубрикой #русские_старожилы_арктики продолжаем публиковать краеведческие очерки известного публициста Алексея Чикачева, автора многочисленных статей и книг о русских старожилах Арктики. Родившийся в Русском Устье, он, как никто другой, знал жизнь изнутри русских старожилов Арктики в селах Русское Устье и Походск. Сегодня начинаем Очерк о походчанах. В прошлые выпуски был очерк о русскоустьинцах.

    ПОХОДЧАНЕ.
    Старинное русское село Походск находится на левом рукаве Колымской дельты, в сорока километрах ниже поселка Черского. Название происходит от слова «поход». Отсюда отправлялись казаки в свои походы и на запад, и на восток для встреч с воинственными чукчами. Походск не раз подвергался нападению чукчей-шелагов, приплывавших на байдарах из-за Шелагского мыса.
    По преданию последнее нападение шелагов было в конце XVIII века. В 1891 году один исследователь встретил на заимке Керетово древнюю старуху, которая помнила этот погром. С тех пор установился мир. Русские отказались от завоеваний Чукотской земли, а чукчи перестали нападать на их деревни.
    Старики единогласно утверждают, что первым русским поселением на территории нынешнего Походского наслега было местечко Малая Чукочья: «Есть у нас заброшенный участок Малая Чукочья. Деды наши сказывали, что походчане сначала-та там обосновались. Потом виска – та пересохла, ди чукчи часто нападали. Поэтому наши предки спустились на юг и Походск обосновали. Чукчи, говорят, очень любили железную посуду, поэтому при удобном случае отбирали ее у русских. Сказывали, что в старину на Малой Чукочьей жил удалой парень по фамилии Селиванов. И вот однажды осенью увидели, что идет ватага чукчей. Поэтому, чтобы задержать их, Селиванов схватил два медных котла и побежал навстречу. А озеро-то только-только замерзло. Он подбежал к кулиге и по льду кинул чукчам котел, потом — второй. Чукчи наперебой кинулись за котлами и почти все перетонули. С тех пор озеро называется Котельным озером, а кулига — Селивановской кулигой…».

    В августе 1993 года походчане отметили 350-летие своего села. «Попадете в Архангельск или на Ильмень-озеро — услышите наши слова. Оттуда шли наши предки», — говорят походчане. Основное занятие населения — рыболовство и охота на белого песца. Их песцовые ловушки когда-то располагались «по лицу тундры» до реки Алазеи, дальше шли владения русскоустьинцев.
    Русское Устье и Походск — родные братья, с едиными корнями и одинаковой судьбой. Чтобы сохранить свой род и православную веру, они издавна обменивались невестами. И, может быть, это чувство общности языка и культуры заброшенных в страну льда и снега русских людей, способствовало их удивительной национальной устойчивости. Лицом и походчане, и русскоустьинцы в меру скуласты, глаза с раскосинкой, в основном они брюнеты, но в каждом непременно проглядывает что-то славянское. Об их женщинах Ф. П. Врангель писал: «Русские женщины, несмотря на трудные работы, ими исполняемые, с чертами приятными и правильными, могут почесться красавицами…».

     
    Рогатого скота и лошадей походчане не держали. Ездовые собаки составляли основное богатство. Походчане, выражаясь научным языком, ихтиофаги. Рыба служила и служит им основной пищей круглый год. «Нужно отдать им должное — колымские женщины дошли до такой степени виртуозности, что умеют делать пироги, не употребляя муки, или подадут вам фальсифицированные блины-«барабаны», нежный вид которых и вкус не отличаются от лучших блинов из белой муки, тогда как это не более как толченая икра, поджаренная на рыбьем жиру». Так писал А. Гедеонов в книге «За полярным кругом» в 1896 году.

    Продолжение следует.
    В фондах Музея музыки и фольклора народов Якутии хранятся записи со знаменитыми русскоустьинскими байками в исполнении Алексея Гавриловича Чикачева.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc