Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Профессиональное_музыкальное_искусство_Якутии
    8 декабря 2021
    Дорогие друзья, в рубрике #Профессиональное_музыкальное_искусство_Якутии поговорим о заслуженном деятеле искусств РСФСР Гранте Григоряне (1919—1962):
    О ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГРИГОРЯНА
    Есть композиторы, которые не пытаются поразить слушателя особой новизной языка, неслыханной изощренностью оркестровки или формы. Их сочинения могут показаться сперва чересчур традиционными, но потом начинаешь открывать в них нечто свое, ощущаешь подлинное своеобразие внутреннего мира композитора. Такое ощущение возникает, когда слушаешь лучшие произведения Гранта Григоряна
    В годы Великой Отечественной войны. Г. Григорян — участник армейского ансамбля песни и пляски — много ездил по Дальнему Востоку, Китаю, Корее. Вероятно, именно тогда окреп у него интерес к народному творчеству, определивший весь дальнейший путь композитора. И тогда же проявилась многосторонность его музыкального дарования— Григорян руководит хором, записывает народные песни (русские, китайские, корейские, японские), много сочиняет. Особо нужно отметить его песни — некоторые из них (например, «Песня о шинели») до сих пор популярны в армейской самодеятельности.
    Будучи студентом Московской консерватории, Г. Григорян наряду с обработками народных мелодий (русских, армянских, корейских, якутских) пишет оригинальные сочинения в том или ином национальном стиле (например, кантату «Солнце над Китаем», где нет ни одной «цитаты»).
    В 1948 году на смотре художественной самодеятельности молодой композитор впервые познакомился со своеобразным искусством якутских певцов-олонхосутов (исполнителей эпоса олонхо) Зверева и Нохсорова. Угадав в якутском музыкальном фольклоре множество еще не использованных возможностей, он, по окончании консерватории, уехал на постоянную работу в Якутию.
    Творчески осваивая якутский фольклор, композитор много раз выезжал в отдаленные районы республики, знакомился с народными музыкантами, слушал и записывал народные песни. Постепенно, идя от малого к большому, он создал на якутской музыкально-интонационной основе ряд произведений: небольшие инструментальные и вокальные обработки народных тем.
    Второй струнный квартет, Второй скрипичный концерт, Сонату для скрипки и фортепьяно, театрализованную ораторию «Северная весенняя», оперу «Лоокут и Нюргусун». Григорян соприкоснулся в поездках по Якутии с мало исследованным фольклором других народностей, населяющих республику, — эвенов, эвенков, юкагиров. Он узнал своеобразный музыкальный быт русских селений, где до сих пор сохранились многие старинные обряды, былины, песни XVI—XVII вв. Столь разнообразные музыкальные впечатления навеяли интересный замысел «Интернациональной сюиты» — цикла симфонических пьес на различные народные темы. Композитор написал якутскую сюиту, два цикла «Русских народных песен северо-востока Якутии», две эвенские миниатюры, армянские симфонические танцы, увертюру-фантазию «Болгария».

    Продолжение следует.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc