Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Потусторонний_мир_шаманизма
    2 октября 2021

    Становление шамана обязательно связано с мистической болезнью, называемой у якутов «обряд рассекания».
    Посвящаемый становился обездвиженным, больным различными ужасными или странными симптомами. Его помещали на правой наре юрты. Во дворе от окна, около которого он лежал, до скотного загона строили изгородь, чтобы никто и ничто «из имеющих ноги» не проходил близко с наружной стороны жилища мимо места, где находится его лежанка. В юрте никто не должен был пересекать пространство между нарой, на которой лежал будущий шаман, и очагом. Во время этой болезни за неофитом должны ухаживать только «отрок, ни с чем нечистым, греховным не знакомый», или «чистая девушка, еще не познавшая мужчину». Ему давали «одну черную воду» или он ничего не ел и не пил [Ксенофонтов, 1928, с. 10, 12-13, 15 и др.]
    В это время души шамана выходили из тела и посвящались каждая свои образом. Одна душа становилась яйцом на шаманском дереве. Это мистическая огромная ель с отломанной верхушкой. У каждого ее сука расположены гнезда, в которых мать-зверем воспитываются души шаманов.
    Другая преображалась телом — При рассечении духи, расчленяют тело избранника. Отрезают голову и кладут на полку в юрте или втыкают на кол. Голова все видит и слышит. Разделав все тело, духи ели мясо и считали кости посвящаемого. Если их не хватало, должен был умереть один из его ближайших родственников для выкупа отсутствующей косточки. После проверки скелет собирали вновь, на нем нарастало новое мясо и появлялась новая кровь. Новому шаману будут служить только те духи, которые вкусили его плоть и кровь. Поэтому, чем больше его тело пострадало, тем сильнее становился избранник небес.
    У каждого шамана становление индивидуальное. У шамана три души и четвертая – каждая из них в свой срок проходит подобные преображения. Без обряда рассечения шамана нет.
    [Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды (публикации 1928-1929 гг.) творческо-производственная фирма «Север-Юг», Я., 1992 – 317С.]
    #музеймузыкиифольклоранародовякутии #ммфня #рубрики_ммфня #кмнс #якутия #шаманы #шаманизм



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc