Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #потусторонний_мир_шаманизма
    18 марта 2021
    Добрый день!
    Продолжаем рубрику сюжетом из монографии Р.И.Бравиной “Концепция жизни и смерти в культуре этноса : На матерале традиций саха.” Нвсб.: Наука, 2005. – 307с.

    По рассказам белого шамана Ивана Андреевича Суздалова (запись А.А.Саввина, 4 мая 1940г., Уолбутский наслег Абыйского района) в “том” мире есть так называемое дерево судьбы, или дерево счастья, тюс мас. Человек, с полным предназначением которому суждено прожить долго и иметь много потомков, обладает деревом судьбы, обросшим шерстью (тююлээх тюс мас). Шерсть у якутов выспупала символом плодородия, счастья (ср. Волосатый человек – счастливый) то дерево растет на небесах между поселениями создателей людей и скота. Человек с полным предназначением имеет свое отдельное дерево – большую вечнозеленую лиственницу. Если она падает, то человек умирает. Дерево человека с особо крепкой судьбой растет очень далеко и на довольно высоком месте. А человек, у которого дерево находится недалеко и на низкой местности, не имеет большого предназначения и долгого века. Некоторые совсем не имеют дерева судьбы. (…)
    Дерево опасно больного человека высыхало и чернело. Бывает, что стоит оно, сильно накренившись, потеряв свой первоначальный вид, посреди плотного тумана. Шаман, произнося алгыс, спускает на дерево дыхание айыы и тогда оно выпрямляется и вновь зеленеет. У некоторых деревьев бывает, что ветки становятся худыми, тогда начинает болеть и хозяин. По состоянию дерева тюс шаман определял, сколько лет суждено прожить его хозяину. А дерево болет от того. что на него падает дыхание абаасы, юёр разных пернатых (С. 113)

    Иван Андреевич Суздалов-Сапалай – последний шаман айыы Якутии. Был известным сказителем. Родился в 1882 году в наслеге Уолбут Абыйского улуса. Умер в 1958 году. Проводил шаманские обряды, лечил от болезней, исполнял эпосы-олонхо.
    — Илларионов В.В., Максимова А.А. — Забытые ритуалы белых шаманов // Человек и культура. – 2020. – № 6. – С. 141 — 149. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.6.34222 URL:
    https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34222
    ˃В архиве Якутского научного центра СО РАН сохранилось описание кафтана шамана айыы, записанное в 1940-х гг. со слов И.

    И. А. Суздалова (56 лет) из Абыйского улуса. По его сведениям, он был цельнокроеный, длиной до середины колена, приталенный, слегка расширяющийся книзу, сшит из кожи жеребенка светлой масти, имел небольшой воротник-стойку. На спине от ворота до середины спины была вшита полоса из конской гривы. Впереди от ворота под проймами рукавов проходили поводья, которые на спине соединялись с гривой кольцом и спускались вниз до пояса. На уровне пояса был прикреплен большой круглый колокольчик хобо. Пояс и подол обшиты ровдугой более темного цвета’- [Е. М. Ефимова. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена ЭВОЛЮЦИЯ СЕМАНТИКИ ШАМАНСКОГО КОСТЮМА ЯКУТОВ ХVШ-ХIХ ВЕКОВ] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-semantiki-shamanskogo-kostyuma-yakutov-xviii-xix-vekov
    Абыйский район расположен на Северо-Востоке Якутии, за границей Полярного круга, на среднем течении р.Индигирки. Это места, где со старинных времен проживали северные якуты, юкагиры, эвены, русские арктические старожилы. Мистика северных шаманов должна отличаться от мистики шаманов Центральной Якутии: разная природа, разный климат и ландшафт, разная генетика людей, еда, одежда, жилища, способ передвижения — все это дает разные сны. Шамана учит природа. Поэтому в деталях мировоззрение северных якутских шаманов может значительно отличаться от мировоззрения шаманов центральных районов республики, тогда как Вселенная – одна для всего человечества.
    Смерть как процесс, начинающийся при жизни человека, который постоянно приводит к полной и необратимой утрате всех жизненно важных свойств человека (дыхания, движения, зрения и т.д.). одновременно умирающий приобретал новые свойства, характерные для его нового состояния. Представление о постепенности превращения жизни в смерть отразилось в поверье, согласно которому умерший узнавал о собственной смерти постепенно, через ряж открытий. Н обнаруживал, что травинка под ним не гнется, а на снегу не остаются следу; замечал, что у него отсутствует тень и т.д. […] Если его материальное физическое тело безвозвратно теряло свойства жизни, то его внутренняя субстанция – кут – продолжала существовать, он не только воспринимает окружающую среду, но и реагирует на нее. Таким образом, происходит своеобразная трансформация сути человека. […]
    Представления о посмертном существовании души были достаточно противоречивыми. По некоторым сведениям, после смерти человека, его целостность как сочетание трех кут и сюр разрушалась и распадалась на составные элементы, которые возвращались к своим истокам. Мать-кут отправлялась к своему создателю Юрюнг Айыы Тойону, а сюр – к Улуутуйар Улуу Тойону. Земля-кут оставалась погребенной с телом умершего в земле, а воздух-кут растворялась воздухе. [Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов / Труды комиссии по изучению Якутской АССР. – Л.:Изд-во АН СССР,1929.–Т.7.-с.6]. Считалось, что кут и сюр, возвратившись к своим божествам, жили у них беззаботно до следующего своего возрождения.[…]
    «У якутов есть поверье, что иной человек родится два или три раза. Будто бы некоторые дети, только что выучившись говорить. Рассказывают, что прежде они были такими-то и такими-то людьми. Такой человек называется у якутов киси юёре» [Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа . – Л.:Наука,1969, — с.191]. По данным якутской этнографии, представления о круговороте жизни сохранились главным образом у северной группы: верхоянских, абыйских и кобяйских якутов».
    Перерождение, новое рождение в новом теле присуще культурам соседним оленеводческим народам. Тогда как саха после смерти распадаются на 3-4 составные личности, каждая из которых уходит по своей дороге.
    Знания о посмертном состоянии душ, новых рождений или иных миров все народы мира получают в личном опыте. Если учесть, что вселенная для нас всех одна, то разный опыт показывает в  ней разные направления пути развития личности, пути достижения, пути стремлений познания. И именно это у народов земли разное. И эти части у многих, совершенно не связанных между собой народов земли, совпадают.
    Интересно, что уход душ саха к богам очень походит на христианский рай. Здесь несоответствие: душ несколько, соответственно, Я несколько, — и сколько их войдет в христианский рай? 
    Интересно, что трех-четырех составность личности соответствует мировоззрению брахманизма [Брихандараньяка упанишада. Раздел Яджнявалкьи. 3 глава. Вторая брахмана]:
    «13. «Яджнявалкья, – сказал он, – когда речь этого умершего человека входит в огонь, дыхание – в ветер, глаз – в солнце, разум – в луну, ухо – в страны света, тело – в землю, Атман – в пространство, волоски на теле – в травы, волосы на голове – в деревья, кровь и семя попадают в воду, – где находится тогда этот человек?» [Яджнявалкья сказал:] «Артабхага, дорогой, возьми [мою] руку. Мы одни узнаем это, не надо нам [говорить] об этом на людях». И отойдя, они повели беседу». – Если каждая составляющая личности и тела человека распадается по своим природам, то эго, Я не существует – но об этом знают только специалисты.
    #потусторонний_мир_шаманизма

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc