Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Исследователи
    25 ноября 2020

    Рубрика #Исследователи

    Илья Самуилович Гурвич родился в 1919 г. в Минске. Илья рос в духовно богатой, культурной среде. С малых лет его родители обучали труду, культуре, самообразованию. Нередко в кругу семьи проводили творческие беседы, дискуссии на самые разные темы. Это и повлияло на характер и жизненные принципы будущего ученого.

    После окончания школы, Илья поступил в московский государственный университет на исторический факультет. В 1938 г. Илья Самуилович знакомится с Сергеем Александровичем Токаревым. И благодаря этому знакомству, он решил с выбором своих дальнейших исследований – этнографией. Позже сам И.С. Гурвич писал: «С этого времени на протяжении многих лет. С.А. Токарев вошел в мою жизнь как учитель». И.С. Гурвич много изучал работы В.И. Иохельсона, Л.Я. Штернберга, В.Г. Богораза. И вдохновленный «Севером», северной этнографией и антропологией, определил свой дальнейший путь в научной деятельности – сибироведение. После окончания университете в 1941 г. Илья Самуилович, по распределению выпускников, был назначен учителем в Оленекский район Якутской АССР. Он, как энергичный молодой работник, проявлял инициативу, усердно работал, преподавал сразу несколько предметов: историю, географию, русский язык. За все время работы в Оленекском районе, он собирал материалы по культуре и быту местных народов. Проработав на севере, Гурвич вернулся в Москву в 1946 г. и поступил в аспирантуру Института этнографии АН СССР. Успешно защищает свою кандидатскую диссертацию «Оленекские и анабарские якуты (Историко-этнографический очерк)». Руководителем был С.А. Токарев. Гурвич не ограничился только описанием, но и проанализировал взаимовлияния якутов и местного аборигенного населения Ленского края, изучил пути происхождения отдельных элементов культуры народа, и сделал крайне интересные выводы и предположения по якутской этнографии. Эта кандидатская диссертация в дальнейшем легла в основу монографии Ильи Самуиловича «Культура северных якутов-оленеводов». К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа».
    В 1951 г. Гурвич совершает шестимесячную поездку в Нижнеколымский и Среднеколымский районы Якутской АССР.
    Он, как энергичный молодой работник, проявлял инициативу, усердно работал, преподавал сразу несколько предметов: историю, географию, русский язык. За все время работы в Оленекском районе, он собирал материалы по культуре и быту местных народов. Проработав на севере, Гурвич вернулся в Москву в 1946 г. и поступил в аспирантуру Института этнографии АН СССР. Успешно защищает свою кандидатскую диссертацию «Оленекские и анабарские якуты (Историко-этнографический очерк)». Руководителем был С.А. Токарев. Гурвич не ограничился только описанием, но и проанализировал взаимовлияния якутов и местного аборигенного населения Ленского края, изучил пути происхождения отдельных элементов культуры народа, и сделал крайне интересные выводы и предположения по якутской этнографии.

     
    Эта кандидатская диссертация в дальнейшем легла в основу монографии Ильи Самуиловича «Культура северных якутов-оленеводов». К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа».

    В 1951 г. Гурвич совершает шестимесячную поездку в Нижнеколымский и Среднеколымский районы Якутской АССР. Там он изучает этнический состав местных жителей, культуру и быт народов Колымы: чукчей, эвенов, якутов, русских старожилов.
    С переездом в Москву жажда путешествий, поиска новых знаний и любовь к Северу не угасли.
    В 1956-1957 гг. организует долгую крупную экспедицию в Корякский национальный округ, в 1959 г. был Комплексной юкагирской экспедиции, проводит полевые исследования на Чукотки Камчатке. И.С. Гурвич охватывает максимально широкий область знаний: история, антропология, этногенез, религиозные верования, быт и культура народов, их фольклора.
    После 25 лет огромных, монументальных исследований, выходит монография И.С. Гурвича «Этническая этнография Северо-Востока Сибири».

    Он проследил 300-летний путь истории, развития сложного в этнографическом плане Северо-Востока Сибири.
    20 лет заведовал Сектором Крайнего Севера и Сибири в Институте этнографии
    Гурвич отстаивал права северных народов, одним из первых выступил против необдуманного поспешного перевода оленеводов на оседлость, участвовал в разработке правительственных программ по поддержанию традиционного хозяйства и культуры, возобновлению преподавания в школах родные языки народов Севера. В 1981 г. И.С. Гурвич был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
    Вырастил 12 молодых ученых, ряд таких ученых, как Жорницкая М.Я., Томилов Н.А., Гаер Е.А. и др.
    В последние годы своей жизни И.С. Гурвич разрабатывал теоретические проблемы этнокультурного развития малочисленных народов, под его руководством выходит на свет сборник «Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде».
    Любовь и стремление к исследованиям получили отклик среди местного населения, ему активно помогали, были открыты и приветливы люди, населявшие север страны. Объем его проведенной работы послужил базисом для дальнейшего и более углубленного изучения, исследований всех аспектов этнографии, истории северных народов.
     
    Источник Национальная библиотека Республика Саха (Якутия) https://artsandculture.google.com/story/aQIy0pZwjPpoKQ?hl=ru

     
     


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc