Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #эвенки
    18 марта 2021

    Доброе утро! Продолжаем #рубрика_эвенки .Представление о солнце и луне у разных групп эвенков были различными. Наиболее ранние представления о солнце (дылача, сигун ~ шигун, юлтэн) и месяце (бега) как о женщинах сохранились у эвенков бассейна Енисея, поэтому в обращении к солнцу и месяцу всегда добавляли эние (матушка), а, рассказывая о солнце, употребляли термин дылачамни, в котором суффик-мни обозначал женщину. Наряду с этим некоторые из подкаменнотунгусских эвенков считали солнце и месяц стариками. У илимпийских эвенков, в составе которых были и эвенки забайкальского происхождения, имелся рассказ о солнце как о хозяйке неба и о луне как ее младшем брате. Элементы культа солнца, существовавшего у центральноазиатских племен, попали к забайкальским тунгусам и были вынесены их группами как на северо-запад, так и на восток. Эвенки-бирары считали солнце создателем сезонов года. Они представляли его движущимся на коне (до полудня) и на собаке (после полудня). Сымские эвенки объясняли причину появления луны ночью, а солнца днем тем, что луна-жена во время кочевки вспомнила об оставленном на стоянке крюке от котла и пошла обратно за ним. «Не ходи! Отстанешь!», — сказал муж-солнце. Луна не послушала, да так и отстала от солнца.
    Гром и молнию эвенки четко не различали: словом агды называли грозу, гром и молнию вместе, хотя для последней имелся и ряд других названий – хелкиран, голорон, осниран. Гроза представлялась илимпийским шаманам в виде железной птицы с огненными глазами, от полета которой происходил гром, а от сверкания глаз – молния. Некоторые шаманы верили в то, что их предки были в дружбе с агды и эта дружба передавалась по наследству потомкам-шаманам. Поэтому шаманы могли наслать агды на чужой род. Падение метеорита в 1908 г. в верховьях Подкаменной Тунгуски эвенки объясняли так: агды, посланная враждебным шаманом, налетела на землю рода Шанягир и уничтожила ее.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc