Видеоэкспонаты
    • Юкагирское любовное письмо №1

      Юкагирское любовное письмо №1
    • Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).
    • Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

  • Рубрика #долганы
    31 июля 2020

    Рубрика #долганы


    Первым исследователем долганского фольклора был этнограф А.А. Попов. В ходе экспедиций ему удалось собрать немало ценного фольклорного материала от талантливых исполнителей прошлого. Книга “Долганский фольклор” А.А. Попова вышедший в 1937 году, был результатом полевых работ автора с 1930-1931 гг. и первым изданием в истории о долганском фольклоре.
    Андрей Александрович Попов, родился в селе Угулятцы Вилюйского округа Якутской области в семье сельского священника из русских старожилов. Хорошо знал якутский язык. Окончив школу 2-й ступени в Якутске, работал учителем в родном улусе (1922—1924).
    Изучал шаманство и быт народностей долганы и нганасаны. Сам принял обычаи и образ жизни нганасан.
    С 1928 по 1960 годы опубликовал 36 статей и книг по этнографии малочисленных народов Сибири и Севера.
    В 1930-х годах проводил полевые исследования на полуострове Таймыр. Среди его информантов были нганасанские шаманы — нгэда, от которых он записал несколько автобиографий (как он сам называл эти тексты). Три автобиографии опубликованы полностью и содержат описания видений во время шаманской болезни, а также сведения генеалогического характера, объяснение смысла некоторых обрядов и ритуальных атрибутов, экскурсы в космогонию и т. п.
    Долганский фольклор содержит следующие жанры: загадки, рассказы, сказки, олонго (сатыы олонхо), песни.
    У народов Севера было особое, почитаемое отношение к магию Слова. Загадка, в долганском фольклоре занимает определенное место. Его любили загадывать и отгадывать и стар и млад в долгие полярные ночи. Иногда, загадку отгадывали во время сборов на охоту. Это обозначало поверью хорошего результата промысла. Тематика загадок разнообразна. В основном относится к природе, отражает быт и среду долган. Она обладает энциклопедичностью для познания жизни, окружающей среды. Например: “рыба-таймень на пятьдесять кусков делится” (самодельный деревянный календарь), “к крепкому дереву иней не пристает” (оленьи рога), “в лесу шаман закамлал” (кипящий котелок) и др.
    Продолжение в следующий четверг…
    #музеймузыкиифольклоранародовякутии #ммфня



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc