Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Чукчи
    16 декабря 2020

    Рубрика #Чукчи

    Личные песни чукчей ритуального назначения  мн’икин грэпыт, связаны как с важными общественными праздниками  так и календарными, приуроченными к смене сезонов года и характетом производственной деятельности, так и с благодарственными семейными праздниками религиозного направления. Во время проведения благодарственных праздников, исполнители ритуальных песен мн’икин грэпыт «с благопожеланиями обращались к различным культам, во владении которых, согласно традиционным верованиям чукчей, находился весь окружающий мир» (И С Вдовин). Все музыкально-заговорные обряды оленьего культа и культа морских животных проводились над жертвенными объектами личные песни на данном празднике представляли песни благодарственного посвятительного назначения. Широкое распространение в традиционной песенной культуре чукчей получило личное пение с элементами заговора. Подобное обращение к магической заклинательной практике в календарно-обрядовом и в шаманском комплексе считается неизбежным. Музыкально-речитативные заговоры эвъянвыт, адресованы к различным культовым божествам и определенным созвездиям. В них отражаются идеи поклонения человека природным силам, и прослеживается тесная связь с мифологическими представлениями о 
    мироздании. Заговорно -охранительный жанр необходим и при ведении домашнего хозяйства. Кроме того, магия как неотъемлемый элемент личной жизни отразился в широком распространении личных песен. Репрезентация текстов личных песен и музыкально-заговорно речитативного проговаривания выявило функционально единую певческую направленность данных жанров в традиционной культуре чукчей. Личные песни, ориентированные на заклинательно-магические функции, представлены в распространенном жанре кынильэткин грэпыт чукотские колыбельные песни. Архаические мелодические формы сохраняются в другом чукотском колыбельном жанре, особом  специализированном артикуляционно вибрирующем «воркующем» типе интонирования, предназначенном для укачивания ребенка. Зафиксирован интонационный звукоподражательный способ для обучения девочек младшего возраста необычному жанру пичъэйн’эн (гортанное пение) с помощью игрушки.

    Использованная литература: Венстен-Тагрина З.В.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc