Видеоэкспонаты
    • Юкагирское любовное письмо №1

      Юкагирское любовное письмо №1
    • Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Проводы Айыысыт. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).
    • Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

      Камлание шамана. Фрагмент из художественно-этнографического фильма «Орто дойду» (Срединный мир).

  • Рубрика #Чукчи
    18 ноября 2020
    Рубрика #Чукчи

    Чукотский музыкальный фольклор в научной литературе XVIII-XIX вв. Сведения о традиционной музыкальной культуры чукчей можно почерпнуть в.самой разнообразной,литературе — от первых сведений о народе, опубликованных еще в XVIIі веке, до современных исследований, касающихся нынешних изменений в чукотской культуре. Уже в трудах путешественников — мореплавателей. Первой Камчатской (1725-1730) под командованием-В; И. Беринга и Второй Камчатской — Великой Северной экспедиции-под. командованием В. И: БерингшиА. И Чирикова (1733-1743) появляются отрывочные данные о традиционной музыкальной культуре народов Чукотки XVII — первой половины XIX веков. Такие же сведения обнаруживаются в отчетах экспедиций F. И. Шелихова на Аляску в«1784 г., Северо — Восточной экспедиции под командованием И. И. Биллингса (1785-1793) 4, экспедиции» Ф. П. Врангеля-(1820-1824) 5 и других экспедиций с участием русских и, европейских ученых, путешественников.- географов, русских промышленников, представителей администрации . Важно заметить, что никто из путешественников того времени не ставил перед собой специальных целей сбора музыкальных этнографических сведений; и все, что записано ими относительно музыки является описанием общего этнографического характера: Вооруженные лишь методами непосредственного наблюдения, они по традиции того времени описывали все, что видели: уклад жизни- и хозяйство аборигенов, условия и орудии труда, нравы и верования, музыкальные инструменты и обряды и т.п. 7. Первые исторические материалы середины XVTL века довольно скупо освещают быт и культуру чукчей. В этот период в Рос сии начинается движение за освоение северо-восточных земель, и данные материалы касаются главным образом вопросов проникновения в Сибирь, географических открытий, постройки острогов, ясачного обложения, политики местной администрации. Из наиболее ранних известных исторических сообщений о чукчах является сообщение землепроходца Ивана Ерастова, который в 1653 году сообщал в Якутск, что между реками Колымой и Алазеей «живут на тундре чукотские мужики, а князцы у них 3 человека Аун, да Ты-ко, даКенчека… со своими улусными людьми…»
    8. Ценные и важные сведения непосредственно о музыкальной культуре чукчей начали появляться в публикациях мореплавателей — географов XVITT века, занимавшихся изучением Северо — Востока Азии и Америки. Но и это были не исследования, а наблюдения, продолжавшиеся иногда лишь в течение нескольких дней. Такого рода материалы непосредственны и обычно содержат непредвзятое освещение виденного. Внимание исследователей привлекали, главным образом, факты, находящиеся на поверхности потока информации и казавшиеся им, людям европейского воспитания, непривычными, экзотическими. Это были большей частью наиболее архаичные, уже забытые на Западе и в России, традиции народных музыкальных культур. При уровне развития наук того времени они не могли быть поняты и объяснены. В результате даже у передовой интеллигенции, относящейся с уважением к малым народам, складывалось неблагоприятное мнение об их музыкальном искусстве. Например, инструментальная музыка камчадалов вызывала смех К. Дитмара, а их танцы казались ему неэстетичными 9. В первой половине ХГХ века в кратких сообщениях доктора А. И. Кибера. над музыкальной культурой эвенов (ламутов) пишет, что звены «поют песни, ко пенке их показалось мне вытьем); . В. Г. Богораз, описывая обрядовое пение чукчей, сравнивает пение со «ззери ным воем» . Категоричность таких суждений о музыке данного этноса не удивительна. Ее специфический интонационный облик, некоторые аспекты которого действительно невозможно определить как «пение» в обычном смысле этого слова, нелегко принять людям, воспитанным на европейском слуховом опыте . А. П. Окладников объяснял подобные описания не разработанностью источников .
    Обращение же к материалам XVIII — первой половины XIX вв. в настоящее время можно считать своевременным, поскольку уровень наук второй половины XX столетия позволяет делать объективные выводы, понимать и разъяснять причины подобных ошибочных вышеприведенных суждений. Надо признать, что исследователи отдаленной от современности эпохи сумели уловить и зафиксировать многие сущностные черты музыкального искусства чукотского аборигенного населения. Собранный материал свидетельствует о прогрессивной в целом направленности взглядов первых исследователей традиционных культур народов Сибири.
    Исп.лит-ра: Венстен-Тагрина Зоя Владимировна. Феномен личной песни в традиционной культуре чукчей. — Санкт-Петербург, 2009.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc