Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Чукчи
    11 ноября 2020
    Рубрика #Чукчи

    В 1974 г. М.Я.Жорницкая присутствовала на празднике, посвященном осеннему забою оленей в Чаунском районе во второй оленеводческой бригаде совхоза «Энмитагин»: «По ритуалу и бытовавшим на нем в прошлом обрядовым танцам напоминает праздник «Благодарения», описанный В. Г. Богоразом. По его данным, этот праздник чукчи отмечали несколько раз в год. Центральное место в нем занимали ритуал благодарения за удачное окончание какого-либо дела, церемония «изгнания духов», а также связанные с ними обрядовые танцы. Среди последних В. Г. Богораз упоминает пляску «Стряхивание», самоназвание которой «указывает на то, что с тела пляшущего стряхиваются болезни и «злые духи», а также другой танец, который исполняли две группы женщин — «празднично шевелящиеся» и «стоящие». Эту пляску, по словам В. Г. Богораза, «обычно открывают хозяин и хозяйка, в то время как все остальные сидят еще на местах. Поэтому хозяин дома называется «пролагателем дороги». Под ногами пляшущих растягивается шкура. Хозяин бьет в семейный бубен. Движения пляшущих супругов почти одинаковы. Оставаясь, все время на одном месте, они сгибают и разгибают свое тело и качают головой сначала направо, а потом налево. Время от времени они садятся на корточки и тотчас же снова вскакивают. Затем первые пляшущие уступают свое место другим, которые выступают в одиночку, по очереди». На этом празднике исполнялись также танцы, сопровождавшиеся вручением женщине подарков ее партнером: «мужчина часто приглашает женщину сплясать с ним. При этом он расстилает для нее шкуру. После пляски эту шкуру женщина берет себе. Он подносит ей различные другие подарки, в особенности если она его родственница». В разгар праздника в танцы вступали шаманы, движения которых были резкими, порывистыми. Считалось, что в них вселяются «духи» и они пытаются подражать их движениям и крикам. «В заключение праздника,— писал В. Г. Богораз,— женщины, обладающие шаманской силой, переходят на мужскую сторону и начинают бить в бубен и звать своих «духов». Даже девочки-подростки по мере возможности подражают их действиям, топают ногами, трясут головой и издают пронзительные звуки, бормочут, визжат.
    Праздник длится несколько часов, но обычно кончается не позднее вечера».
    Исп.лит-ра: М.Я.Жорницкая «Народное хореографическое коренного населения Северо-Востока Сибири», 1983 г.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc