Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #Чукчи
    28 октября 2020
    Рубрика #Чукчи

    Обрядовый танец «Изгнание злых духов». В этом танце каждая женщина импровизировала по-своему. М.Жорницкая записала импровизации трех женщин.
    «Первая, стоя на месте, сгибала и выпрямляла колени и чуть поворачивала корпус вправо и влево. При этом она свободно помахивала кистями приподнятых рук.
    Вторая женщина переносила корпус с одной ноги на другую; на каждый счет «раз», «два» она переступала с правой ноги на левую и взмахивала поочередно то левой, то правой рукой.
    Третья женщина на счет «раз», полуприсев, делала прыжок на правой ноге и одновременно выбрасывала вперед левую ногу. На счет «два» она прыжком меняла положение ног: присев на левой ноге, выставляла вперед правую. Согнутые в локтях руки приподнимала слегка вверх и на каждый счет «раз», «два» совершала маховые движения из стороны в сторону.
    На дымном дне, по нашим материалам, исполнялись и другие танцы, например женский танец «Виврельэт» («Дрожание колен»). По показу женщин мы записали не только индивидуальное, но и групповое исполнение этого танца.
    Сольные варианты танца «Виврельэт» были записаны дважды: в 1973 г. в с. Нешкан Чукотского р-на от Юргииэ и в 1974 г. в первой оленеводческой бригаде совхоза «Энмитагин». Чаунского р-на от Кэквут.
    На счет «раз» исполнительница делала резкий хлопок рукам» перед собой, затем одну руку поднимала вверх ладонью наружу. Одновременно, вибрируя коленями, она приседала н снова поднималась. На счет «два» повторяла те же движения, что и на счет «раз», только поднимала другую руку. И так в течение всего танца вверх поднималась то правая, то левая рука.
    Кэквут сопровождала свой танец четко произносимыми «цокающими» звуками. Юргинэ исполняла танец в той же манере, но в отличие от Кэквут сопровождала его хрипящими продолжительными звуками.
    В с. Амгуэма в 1971 г. мы записали групповое исполнение танца «Виврельэт».
    Женщины выстроились полукругом, лицом к очагу. Издавая горловые хрипящие звуки и оскалив зубы, они одновременно делали резкий хлопок руками перед собой и, слегка приседая
    производили коленями мелкие вибрирующие движения. При этом одну руку, согнутую в локте, они приподнимали вверх ладонью наружу, широко растопырив пальцы, а другую отводили назад. Движения эти повторяли. Женщины пояснили нам, что они подражают движениям лап подстреленных уточек. Но в прошлом, несомненно, танец носил эротический характер.
    Следует отметить, что пластика движений танца «Виврельэт» была одинаковой в различных районах Чукотки и у чукчей Нижнеколымского района.

     
    Исп.лит-ра: М.Жорницкая «НАРОДНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ

    СЕВЕРО-ВОСТОКА СИБИРИ», 1983г.в.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc