Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Рубрика #чукчи
    28 сентября 2020

    Рубрика #чукчи

    Древность традиционных танцев чукчей не вызывает сомнения. Литературные и этнографические источники сохранили свидетельства о бытовании танцев после XVII в., но археологические находки последних двух десятилетий дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей еще в I тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют петроглифы, обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н.Н. Диковым.
    Традиционную хореографию чукчей можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные).
    Все они, в свою очередь, делятся на танцевальное искусство оленных и береговых чукчей. Танцевальное искусство оленных чукчей, живущих в настоящее время на Чукотке и других территориях, по сути, едино. Все танцы связаны с их основным занятием — оленеводством, так как благосостояние оленных чукчей целиком зависело от оленя.
    Обрядово-ритуальные танцы в настоящее время почти не исполняются в быту и описаны по воспоминаниям и показу пожилых чукчей. Танцы оленных чукчей исполнялись в праздники, которыми они отмечали возвращение стада после летовки (нэнриръун — праздник осеннего забоя оленей) и осенний забой оленей, во время «Праздника рогов», обрядовых церемоний по случаю удачной охоты на волка, а также окончания сезона охоты на морского зверя — «Проводов нерпичьих голов». Своими танцами и песнями чукчи-оленеводы стремились повлиять на духов, от которых, по их убеждению, зависели благосостояние и благополучие оленных стад.
    Дошедшие до нас обрядовые танцы оленных чукчей весьма архаичны, о чем свидетельствуют приемы их исполнения — стоя на месте или двигаясь по незамкнутому кругу по ходу солнца. Женщины участвовали в них чаще, чем мужчины. Танцы сопровождали ударами в бубен и пением, а также шумовым оформлением — хлопками в ладоши, топотом ног, выкриками и игрой на шумовых инструментах. По поверьям, шум должен был напугать злых духов, отогнать их.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc