Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Премия Книжного фестиваля на Красной площади – ученику Башарина.
    5 июня 2017

    Директор Музея музыки и фольклора народов Якутии, народная артистка Республики Саха (Якутия) Аиза Решетникова, услышав о присуждении специального Диплома «Подвижника краеведения» имени С.О. Шмидта спикеру Ил Тумэна, отмечает, что награда нашла достойного стратега и организатора крупных и значимых проектов в культуре и искусстве.

    Рада, что есть такая награда, и она нашла у нас достойного стратега и организатора крупных и значимых проектов в культуре.

    «Антология Саха театра» в трех книгах – автором проекта, соавтором многих статей, ответственным редактором которой является Александр Николаевич Жирков, — это фундаментальный результат научной работы всего 19 авторов, а не научно-исследовательского института театра, которого нет.

    В результате исследования «театральных предтеч» в национальной культуре: многоперсонажных, многоактных действий в олонхо, камланиях шаманов, традиционных обрядах жизненного цикла, охотничьих, воинских ритуалах, Ысыаха (с невидимыми сакральными участниками-адресатами), а также доказательного анализа архивных данных по любительскому этапу в становлении театра – передвинулась дата рождения Саха театра! Теперь она определена в 1906 г. – со дня постановки первого спектакля, имевшего афишу и отмеченного в прессе, «Бэрт киһи Бэриэт Бэргэн» («Удалой Бэргэн») по олонхо П.А.Охлопкова – Наара Суох в исполнении ансамбля олонхосутов (теперь справедливо определяемых «профессионалами устной традиции»).

     В «Антологии Саха театра» очень много архивных материалов, на которых опираются руководство и театроведы нашего Театра оперы и балета, что в скором будущем позволит им передвинуть дату рождения своего театра, недавно отпраздновавшего всего 25-летие, тем самым легализовав в своей истории легендарный период становления под руководством М.Н. Жиркова в недрах Якутского музыкально-драматического театра имени П.А. Ойунского и свою сопричастность к триумфу первой оперы-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в 1957 году на Вечерах якутской литературы и искусства в  г. Москве.

    Отдельного осмысления требует деятельность Александра Жиркова по увековечиванию памяти репрессированного, почти забытого выдающегося общественного деятеля В.В. Никифорова-Кюлюмнююра. Процесс, начавшийся в недрах «Антологии», через издание монографий, сборников, многочисленные выставки, конференции, завершился открытием достойного памятника перед зданием Ил Тумэна, где все мы теперь можем просто постоять и подумать о мучениках – отцах нашей государственности. Упорная научная последовательность изданий, ставших обоснованием создания памятника, чем-то напомнила мне деятельность его великого учителя – профессора Г.П. Башарина в отношении наследия трех писателей-реалистов. Недаром при «всеобщей докторизации» депутатов ВсеяРуси он остается кандидатом исторических наук, видимо желая оставаться учеником Г.П.Башарина.

    Его служение родной культуре удачно помогало и дополняло деятельность А.С. Борисова. Без такого умного стратега и дипломата с обширным кругом полномочий, как А.Н. Жирков, вряд ли воплотились бы крупнейшие проекты. Вся отрасль культуры и наш Музей музыки и фольклора народов Якутии в том числе, собирали всё имеющееся об исполнителях и научных материалах олонхо. Поэтому эксперты ЮНЕСКО и были так впечатлены и сохранностью традиций, и изученностью их.

    Возглавляя с тех пор Национальный комитет по уже второму Десятилетию Олонхо, А.Н. Жирков последовательно проводит ежегодные Ысыахи Олонхо, издавая не только все материалы по их подготовке и проведению, но, главное, — многотомные памятники олонхо локальных традиций, извлекая их из забвения! В целом, считаю обретающие свою специфическую структуру в культурную структуру улусов для создания базы будущих брендов территорий.

    Поздравляю  Александра Николаевича с признанием заслуг в развитии нашей культуры – наградой с такой замечательной формулировкой, которую ему вручили на главной площади нашей России!

     Аиза Решетникова,

    директор Музея музыки и фольклора народов Якутии, кандидат исторических наук, народная артистка Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии (Золотая медаль) Фонда Ирины Архиповой.

    IMG-20170605-WA0023IMG_7165__

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc