Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Потусторонний мир саха. Юёр.
    3 февраля 2021
    Потусторонний мир саха. Юёр.

    Саха коренным образом отличаются от соседних оленеводческих народов. Но при описании шаманизма саха исследователи приводят в пример и оперируют основными понятиями именно из шаманизма оленеводческих народов, и через это делается попытка понять утраченные смыслы ушедшей в прошлое религии.
    Костюм якутского шамана известен с XVIII века и существовал до конца ХIХ века. В начале ХХ века их сожгли. Более ранних образцов именно якутских шаманских костюмов нет в музейных коллекциях. Это значит, что, действительно, культ черного шамана был заимствован саха у эвенков – самого многочисленного и рядом живущего народа, имевшего очень развитый шаманизм. Но это означает и то, что многие-многие понятия тоже были заимствованы – это и приводит к большой путанице в наше время, когда духовный мир саха осмысляется заново.
    Например, у саха нет потустороннего мира. Душа уходит в христианский рай. Прежние смыслы полностью утрачены. Но другой момент, что у саха очень много фольклорного материала про юёр – душу мертвого человека.
    Эта душа – охранитель костей. Эта душа выходит из могилы и ходит по земле. Напомним, что у человека саха три души: мать-душа, воздух-душа, земля-душа. Эти понятия тоже растворились во времени, и какая из них охранитель костей, каждый считает по-своему, и для нашей сегодняшней темы это не важно. Такие души-охранители костей разного рода простых людей – юёр разного рода, часто отрицательные персонажи фольклора, пугающие. Но охранитель костей шамана это более важная сущность мира духов – кости шамана следует предохранять от падения на землю и перезахоранивать до трех раз. То есть, сущность шамана примерно 100 лет после смерти может быть охранителем рода и угасает лишь на второй сотне лет. Тогда как юёр, охранитель костей простого человека может быть много лет и исчезнуть, тогда как две другие его души уходят почти сразу, покидают этот мир и не реинкарнируют. Может, три души саха и возрождаются, но не в Якутии, возможно, в других частях света. Может, именно эта «застревающая» душа и реинкарнирует где-то поблизости от своих костей.
    Юёр, как призрак умершего, не имеет жизни, развития.
    Даже если он проявляется, то делает то, что и при жизни. Например, ходит по одной и той же дороге, делает тут же работу, что и при жизни делал, живет в призрачном доме, который в реальности уже рухнул и, сгнив, исчез.
    Выступая как покровитель рода, юёр практически никогда (или крайнее редко) не делает зло живым своей крови. Тогда как чужой крови он может нанести вред, показаться в ужасном облике и прочее.
    Юёр в старину заключали в тюктюйэ (берестяной футляр) и вешали на почетное место дома, на матицу зимнего дома в качестве святыни. Эти футляры назывались «боги». Их надо угощать – оладьи и молоко помещать в огонь. Юёр в тюктюйэ иногда плачет перед плохими событиями или когда голоден. С заключенными душами надо быть осторожнее, ведь они бывают всякие: могут счастье и достаток принести, могут и с собой забрать. Умерший человек — был ли он добр к семье или неправеден – такой и будет его юёр.
    Будучи основными персонажами фольклора о смерти, юёр обросли множеством суеверий разного толка. В основном это суеверия христианского характера под влиянием проповедей и русских народных поверий о ведьмах и колдунах, которых нет в якутском фольклоре. Вообще, якутскому фольклору совершенно не свойственно верить в сглаз и порчу, в отличие от фольклора русских и соседних народов.
    Душа человека, умершего далеко от дома (не в своей постели, от несчастного случая в путешествии или самоубийцы) или, вернее, его охранитель костей, находясь далеко от дома, не может попасть домой и становится иччú — духом местности, где лежат его кости, возможно, даже незахороненные.
    Мертвые жалуются на холод. Духи, призываемые различными методиками в дни гаданий танха, всегда жалуются на холод. То есть, или потусторонний мир – мир вечного льда, в котором в условиях Якутии сооружается могила, или сезон танха совпадает с крепчайшими морозами.
    Юёр имеет свой срок на земле. Это призрак умершего, который имеет незавершенное при жизни дело. Юёр живет рядом с людьми, вместе с людьми. Если юёр доброжелательный, то роду предстоит процветание. Есть в этом плане роды, которым покровительствует большая духовная родовая сила и его представители добиваются в жизни больших высот.
    И, соответственно, есть роды, которые малочисленны и безуспешны. Смысл этого в том, что каждый человек, пока жив, должен созидать доброту сердца и заниматься помощью менее успешным ради, хотя бы, созидания в будущем положительного юёр для своих потомков.
    Духи умерших — основа культа предков. Этот культ, возможно, раньше был у саха, но растворился во времени и фольклор о юёр лишь его смутная тень.
     
    Кулаковский А.Е. Избранные труды.
    Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в ХIХ — начале ХХ в.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc