Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Коллекция народных музыкальных инструментов Якутии
    17 июля 2019

          Среди археологических материалов хрупкие деревянные, музыкальные инструменты не встречаются. Технологии изготовления имеющихся в Музее музыки и фольклора народов Якутии национальных музыкальных инструментов неизвестны. Фактически, каждый из них – уникальное и единичное изобретение автора. До создания эталонной технологии без лабораторных исследований еще далеко. Только руководители оркестров якутских народных инструментов знают, как часто приходится их заменять, искать финансирование для этого. Мы же с любовью храним в своих коллекциях творения  первых народных мастеров: В.А. и М.В.Мохначевских, И.Д.Избекова, П.Е.Слепцова, И.М.Неустроева, А.В.Бродникова и других.

    Процесс создания якутских инструментов активно начался в 1960-е гг., когда Дом народного творчества возглавлял Г.Г.Сыромятников, задавшийся целью создания в каждом улусе национальных оркестров. Первые мастера в поисках форм инструментов основывались на материалах первого якутского композитора-фольклориста М.Н.Жиркова, собравшего от старожилов, знатоков старины описания, а от художника-этнографа М.М.Носова —  рисунки-реконструкции легендарных древних инструментов.

              Мы, первое поколение музейных работников, были осчастливлены встречами и долгими разговорами с Иоакимом Дмитриевичем Избековым: народным этнографом, помнившим  и воссоздавшим на своей дачной усадьбе в селе Маандыйа интереснейшие экспонаты музея, с которыми он знакомил  своих многочисленных гостей. В период полного отсутствия школьного предмета «Якутская национальная культура» все удивлялись грандиозности живого Аал Луук мас, шаманской дороге из птиц, подробным объяснениям каждой собственноручно выкованной подвески на шаманском костюме, деталей бубна. Когда   Иоаким Дмитриевич принес в музей  дьа5у и кюпсюр и поставил их рядом со своей «восковой» фигурой, мы восприняли этот дар как знак его признания музею за ежедневную пропаганду всех сторон его творчества: либретто оперы «Сыгый Кырынаастыыр» М.Жиркова и Г.Литинского  (к сожалению, до сих пор не поставленной на сцене), его многочисленных картин, его хореографического наследия, начиная с первых танцев на якутской сцене, позже описанных М.Я.Жорницкой, до танцев

    ансамбля «Кыталык»,  консультантом которого до конца жизни был И.Д.Избеков.   

               Поэтому описание некоторых музыкальных инструментов Якутии мы начинаем именно с его творений.       Джага – ритуальный встряхиваемый инструмент с деревянными подвесками-погремушками. На ысыахе ими мерно встряхивали-били об землю, аккомпанируя песенным заклинаниям белого шамана, адресованным божествам с просьбой о ниспослании дождя – залога хорошего травостоя. Эти движения и ритм символизировали соитие земли-женщины и неба-мужчины, а дождь ассоциировался с оплодотворяющим семенем. Другой способ исполнения – вращение рукояти между ладонями, когда мотающиеся движения позвякивающих погремушек напоминают характерный шаманский прием в начале камлания: резкие быстрые повороты головы с дребезжанием губ приводят к головокружению – вхождению в транс. Этот прием употребляли и в воинском ритуале «Илбис киириитэ» — вселения кровожадного духа войны Илбиса. — Избеков И.Д.-Уустаах (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1962 г.

    Джелеккей кюпсюр

    Джёлёккёй кюпсюр («джёлёккёй» – дырявый, «кюпсюр» от «кюпсюй» – издавать сильный монотонный шум) – ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах). Близкое по форме «музыкальное бревно» — обязательный атрибут «Медвежьего праздника» народов Амура — делается из цельного бревна, а джёлёккёй кюпсюр представляет собой полое, выдолбленное бревно, концы которого обтянуты кожей. По И.Д. Избекову, он делался из разбитого молнией дерева с обязательным сохранением дупла (дырка — джёлёгёс). Считалось, что молния посылается божествами, видящими в дупле высунувшегося обитателя Нижнего мира — абаасы, проникшего в Средний мир через корни дерева. —  Избеков И.Д. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1962 г.

    Талба табык

    Талба табык на прутьях (от «талба» – лучший, добротный, отборный, отменный; «табый» – бить передними копытами) – ритуальный ударный инструмент с колотушкой (былаайах) – реконструкция по архивному рисунку. На каркасе из тальниковых прутьев должны быть распялены нечетное количество шкурок разных мелких животных. Призываемый духами к служению человек должен был получить разрешение  народа, что выражалось по-разному, в том числе  следующим образом: если люди хотели, чтобы он стал шаманом, верили, что этот человек в силу своего характера не нанесет им вреда, то они дарили ему шкурки разных зверушек. А хранить шкурки лучше в распяленном виде: иначе они крошатся.  Возможно, внутреннее общение с этими зоо-духами-помощниками была одной из психологических техник вхождения шамана в измененное состояние сознания. — Бродников А.В. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1990-1991 гг.

    Чардаат кюпсюр

    Чардаат кюпсюр – ритуальный ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах), восьмигранный короб из плах, который установлен на 4 -х ножках. На ысыахах для него строили специальный помост со ступенями для сигнальных звуков созыва гостей на праздник. —  Григорьев А.Н. (Верхневилюйский улус РС(Я), 1980 г.)

    Кыллаах кырыымпа

    Кыллаах кырыымпа или кылысах — старинный струнный смычковый инструмент («кыл» — конский волос; «кылысах» — фальцетный призвук, являющийся отличительной особенностью этнического звукоидеала якутов – музыкальной «визитной карточкой» этноса). Второе название подчеркивает, что только на инструменте, струны и смычок которого сделаны из конских волос, можно извлечь кылысах. — Слепцов П.Е.  (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.

    Аарыктаах кюпсюр

    Аарыктаах кюпсюр (от «аар» – священный, божественный) – аналогичный предыдущему ударный инструмент с двумя колотушками. Отличие от джёлёккёй кюпсюр: 1) вместо дырки-дупла – к корпусу на пружинках прикреплены три звенящие бубенца; 2) инструмент подвешивается ремнем на шею, чем удобен для игры обеими руками, тогда как джёлёккёй кюпсюр подвешивается на деревья или на специальные каркасы и по мембранам двух «бубнов» ударяют колотушками два человека. — Слепцов П.Е.  (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.

    Кыллаах кырыымпа

    Кыллаах кырыымпа или кылысах – аналогичный предыдущему струнный смычковый инструмент. — Мохначевский В.А. (Горный улус РС (Я), 1975 г.

    Ытыгыйа

    Ытыгыйа – («ытый» — сучить, сбивать;  кружить, вертеть) — шумовой музыкальный инструмент. Изготовлен из рога коровы, обтянут с двух сторон кожей.  Колотушка из острия коровьего рога прикреплена к корпусу. — Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.

    Сиксиир

    Сиксиир – («сиксий» — трясти) – погремушка из полого рога коровы, обтянут с одной  стороны кожей, внутри сухие зерна. Незавязанный сыромятный ремешок напоминает образ коровы. Используется как шумовой музыкальный инструмент. -Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.

    Толугур

    Толугур – («толугураа» — брякать, постукивать, свободно болтаться) – шумовой инструмент. Изготовлен из коровьих бабок. — Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc