Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Коллекция музея: джёлёккёй кюпсюр
    2 апреля 2020

    Рубрика #Коллекция_музея
    Процесс создания якутских инструментов активно начался в 1960-е гг., когда Дом народного творчества возглавлял Г.Г.Сыромятников, задавшийся целью создания в каждом улусе национальных оркестров. Первые мастера в поисках форм инструментов основывались на материалах первого якутского композитора-фольклориста М.Н.Жиркова, собравшего от старожилов, знатоков старины описания, а от художника-этнографа М.М.Носова —  рисунки-реконструкции легендарных древних инструментов. Первое поколение музейных работников, были осчастливлены встречами и долгими разговорами с Иоакимом Дмитриевичем Избековым: народным этнографом, помнившим  и воссоздавшим на своей дачной усадьбе в селе Маандыйа интереснейшие экспонаты музея, с которыми он знакомил  своих многочисленных гостей. В период полного отсутствия школьного предмета «Якутская национальная культура» все удивлялись грандиозности живого Аал Луук мас, шаманской дороге из птиц, подробным объяснениям каждой собственноручно выкованной подвески на шаманском костюме, деталей бубна. «Когда Иоаким Дмитриевич принес в музей  дьа5у и кюпсюр и поставил их рядом со своей «восковой» фигурой, мы восприняли этот дар как знак его признания музею за ежедневную пропаганду всех сторон его творчества» — вспоминают сотрудники.  Поэтому описание некоторых музыкальных инструментов Якутии мы начинаем именно с его творений.
    Джёлёккёй кюпсюр («джёлёккёй» – дырявый, «кюпсюр» от «кюпсюй» – издавать сильный монотонный шум) – ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах). Близкое по форме «музыкальное бревно» — обязательный атрибут «Медвежьего праздника» народов Амура — делается из цельного бревна, а джёлёккёй кюпсюр представляет собой полое, выдолбленное бревно, концы которого обтянуты кожей. По И.Д. Избекову, он делался из разбитого молнией дерева с обязательным сохранением дупла (дырка — джёлёгёс). Считалось, что молния посылается божествами, видящими в дупле высунувшегося обитателя Нижнего мира — абаасы, проникшего в Средний мир через корни дерева. —  Избеков И.Д. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1962 г.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc