Видеоэкспонаты
  • Выставка «Пространство памяти моей души», посвященной 105-летию Галины Кривошапко

  • Виртуальная выставка «Наталья Семёновна Посельская – педагог от Бога»

  • Виртуальная выставка “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию


  • Отчет по II Международной научной конференции «Фольклор палеоазиатских народов»
    23 января 2017

    21-25 ноября 2016 года в г. Якутске при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда прошла II Международная научная конференция «Фольклор палеоазиатских народов»  (Грант РГНФ № 16-11-14501).

    Конференция была подготовлена и проведена Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Музей музыки и фольклора народов Якутии». Соорганизаторы конференции — Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

    Автор научного проекта, председатель организационного комитета конференции – директор Музея музыки и фольклора народов Якутии, кандидат исторических наук А.П. Решетникова. Основные исполнители – заведующий сектором палеоазиатской филологии ИГИиПМНС СО РАН, кандидат педагогических наук П.Е. Прокопьева, научный сотрудник сектора арктических исследований ИГИиПМНС СО РАН В.И. Шадрин.

    Центральная научная проблема, предложенная для обсуждения на конференции – сохранность культурного наследия палеоазиатских народов в современных условиях. Поскольку данная проблема имеет комплексный характер, поэтому поиски её решения осуществляются научными усилиями представителей разных социально-гуманитарных наук: фольклористов, лингвистов, историков, культурологов, этнологов и т.д.

    Актуальность предложенной к обсуждению проблемы обусловлена низким уровнем сохранности и изученности культуры и фольклора  палеоазиатских народов: айнов, алеутов, ительменов, кереков, кетов, коряков, нивхов, чуванцев, чукчей, эскимосов и юкагиров, являющихся носителями древнейших культур Сибири и Дальнего Востока.

    Цель конференции – актуализация этнокультурных знаний о палеоазиатских народах с целью сохранения их устного нематериального наследия.

    Основными задачами конференции стали: выявить уровень сохранности культуры палеоазиатских народов, обсудить результаты научных исследований по языку, фольклору, культуре палеоазиатских народов, ознакомиться  с новыми практиками бытования и трансляции традиционных знаний и сохранения преемственности, определить задачи по сохранению и популяризации их устного нематериального наследия.

    Основные направления конференции:

    1. Археология и история северо-восточной Азии.
    2. Филологические аспекты палеоазиатского фольклора.
    3. Этнография палеоазиатских народов в контексте мифологии и фольклора.
    4. Традиционные воззрения и обрядность палеоазиатов.
    5. Песенная и музыкальная культура палеоазиатских народов, в том числе:

    – горловые «игры» и звукоподражания зверям и птицам;

    – пантомимические танцы, игры и другие формы кинематического творчества;

    – палеоазиатские фоноинструменты: терминология, функции, репертуар, методика описания.

    1. Палеоазиатские слои и элементы в фольклоре и духовной культуре народов Северной Азии и сопредельных регионов.
    2. Современное развитие фольклорных традиций палеоазиатских народов.

    Статистика по участникам конференции. В программу конференции были включены 79 докладов участников из 12 регионов России и 6 зарубежных стран  (Дании, Кореи, Нидерландов, Финляндии, Франции, Японии).

    Символом II Международной научной конференции «Фольклор палеоазиатских народов» и объединенной выставки музеев Дальневосточного федерального округа «Кто вы, палеоазиаты?» стал образ культурного героя и мифологического озорника-трикстера Ворона (Кутх у ительменов; Кутхи, Куйки у коряков, Куркыль у чукчей).

    Перед началом конференции состоялась презентация книги носителя фольклора тундренных юкагиров Акулины Иннокентьевны Стручковой «Разные рассказы юкагирским детям», состоявшейся 20 ноября в  Музее  музыки и фольклора народов Якутии при содействии Ассоциации  коренных малочисленных народов Севера  Республики Саха (Якутия). Книга была издана в 2016 году при финансовой поддержке Фонда Wilhelmina E. Jansen, ответственным редактором выступила  известный специалист по исчезающим языкам, доктор  филологических наук, профессор Института фонетических исследований Амстердамского университета (Голландия)  Сесилия Оде.

    Республика Саха (Якутия) – крупнейший субъект Российской Федерации, расположенный на северо-востоке Азии, где  живут два  палеоазиатских народа – чукчи и юкагиры. Существует два юкагирских языка, южный (кoлымский, лесной) и северный (тундренный), носители которых друг друга не понимают. Эти языки, наверное, составляют одну изолированную языковую семью. Последние 15 лет Сесилия Оде изучает оба юкагирских языка: одулов Верхней Колымы и вадулов Нижней Колымы. Во время лингвистических экспедиций за последние 10 лет Сесилия Оде собрала и записала тексты Акулины Стручковой, которые и легли в основу книги.

    Издание содержит юкагирские рассказы, песни и стихи, которые живо описывают разные случаи из ежедневной жизни в тундре. На тундренном юкагирском говорят на северо-востоке Республики Саха (Якутия) Российской Федерации между нижней Индигиркой и нижней Колымой. Население составляет примерно 700 человек, в настоящее время число говорящих на хорошем родном языке значительно ниже – около 50 человек.

    В первый день работы конференции, 21 ноября, состоялось пленарное заседание, на котором присутствовало 55 участников конференции, а также заинтересованные лица и гости конференции. Пленарное заседание началось с благословения юкагирской старейшины А.И. Стручковой, чукотского танца, представленного ансамблем «Северное сияние» Арктического государственного института культуры и искусства, и корякской обрядовой песни, исполненной Л.И. Щербаковой из Магадана. На пленарном заседании с приветственным словом к участникам и гостям конференции обратились: первый заместитель министра по развитию институтов гражданского общества С.А. Михайлов, заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Н.А. Макаров, заместитель директора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Т.Е. Андреева и директор Музея музыки и фольклора народов Якутии А.П. Решетникова.

    Тематика пленарного заседания была представлена следующими научными докладами.

    Научный сотрудник ИЛИ РАН (г. Санкт-Петербург), д.ф.н., д.и.н. Бурыкин Алексей Алексеевич в своем докладе «К изучению героического эпоса народов Чукотки: сюжетика, мотивы, типология» рассмотрел воинские героические устные рассказы народов Чукотки. Докладчик, принимая за основу труды предшественников, прежде всего исследования Г.А. Меновщикова, показал, что по составам мотивов и сюжетам героические воинские рассказы чукчей и эскимосов полностью соответствуют мотивам и сюжетам эпоса тюркских, монгольских и тунгусских народов Сибири. Особенно ярким в этой области выглядит сходство героических рассказов, персонажами которых являются женщины, овладевающие воинским искусством.

    Профессор Амстердамского университета (Нидерланды),  доктор наук Сесилия Оде рассказала о традиционных повествованиях и пении тундренных юкагиров. Особо она остановилась на проблемах описания и представления промежуточного этапа между пением и повествованием, в некоторых исследованиях называемых «речитативом».

    Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор Удмуртского университета Владимир Владимирович Напольских доклад «Пегтымель и Ноин-Ула: мухомор и другие галлюцигены в языках и культурах Северной Евразии» посвятил описанию особого пласта традиционной культуры, связанного с использованием стимулирующих веществ в обрядовой культуре народов Евразии.

    В докладе доктора исторических наук Романовой Екатерины Назаровны  (ИГИиПМНС СО РАН) «Геокультурные образы Арктики: между наукой и искусством» были представлены предварительные результаты научного проекта РНФ «Создание Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики».

    Научный сотрудник Института этнологии и антропологии им Н.Н. Миклухо-Маклая РАН к.и.н. Миссонова Людмила Ивановна в докладе «Перекрестки и параллели культур на островах: Сахалин, Курилы, Хоккайдо» рассмотрела культуру коренного населения островов Сахалин, Курилы и Хоккайдо в едином контексте взаимосвязи преимущественно на материалах фольклорного «слова» и «изображения» (народного искусства) айнов и нивхов с соседними тунгусскими народами, в частности, уйльта.

    Этногенетические вопросы были подняты д.и.н. Зориктуевым Булатом Раднаевичем (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ) в докладе «Палеоазиатский пласт в этническом составе якутов (к истории общности хоро)». Им исследовано происхождение крупной этнической группы хоро (хоролор) в составе якутов. Cуществование у нее развитых культов Ворона и Орла и связанных с ними «вороньих» и «орлиных» мифов, бытование таких же типологически одинаковых мифов об этих тотемических первопредках у палеоазиатов Северо-Восточной Азии и североамериканских индейцев позволили ему утверждать палеоазиатское происхождение хоролоров Якутии.

    Заведующий сектором палеоазиатской филологии ИГИиПМНС СО РАН Прокопьева П.Е.  в своем докладе «Фольклорная ситуация у лесных юкагиров в ХХI в.» представила  характеристику фольклорных материалов, собранных у лесных юкагиров в современное время, рассмотрела специфику функционирования повествовательного фольклора юкагиров в XXI в.

    В докладе научного сотрудника сектора арктических исследований ИГИиПМНС СО РАН Филипповой В.В. представлены результаты реализации Гранта РФФИ «Юкагиры в меняющемся пространстве жизнедеятельности XX — нач. XXI вв.», дана характеристика землепользования, современного социально-экономического положения, развития Суктулов как формы местного самоуправления в местах компактного проживания юкагирского этноса.

    Шадрин В.И., научный сотрудник сектора арктических исследований ИГИиПМНС СО РАН, в своем докладе остановился на актуальной научной проблеме этнической идентичности, рассмотрев ее на примере юкагиров. На основе анализа функционирования основных этнических маркеров отмечено снижение роли объективных факторов (язык, культура, традиционное хозяйство) и рост субъективных факторов самоидентификации.

    Первый день работы конференции был завершен гала-концертом открытия II Международной конференции «Фольклор палеоазиатских народов» в Культурном центре СВФУ «Сергеляхские огни», на котором была представлена вся палитра культур палеоазиатских народов.

    Во второй день работы конференции работала секция «Этническая история палеоазиатских народов», возглавляемая Бравиной Р.И., д.и.н. (ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск), и  Напольских В.В., д.и.н. (член-корр. РАН, проф. Удмуртского университета, г. Ижевск).

    Ряд представленных докладов затронули малоисследованные аспекты этнической культуры палеоазиатских народов — маски-личины в наскальном искусстве и обрядовой культуре народов Якутии (Бравина Р.И., д.и.н. ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск), рисунки на бересте как ранняя письменность юкагиров (Унарова-Иванова З.И., к. иск., АГИКИ, г. Якутск),  артефакты материальной культуры народов Севера и Дальнего Востока в российских и зарубежных музеях (Петрова С.И., к.и.н., ИЯиКН СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск) и др. Боякова С.И. (д.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) рассказала о русско-чукотских взаимоотношениях в XIX – нач. XX вв., Шадрин В.И. (н.с. ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) об  отражении в фольклоре присоединения «Юкагирской» земли, Васильева Н.Д. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) об экспедиционных материалах И.С. Гурвича. Ряд докладов касались новых подходов в современных исследованиях: Жукова Л.Н. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) остановилась на новых направлениях в исследовании юкагирской культуры, Винокурова Л.И. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) на исследовательских подходах в новейшей историографии коренных малочисленных народов Севера Якутии.

    В секции № 2 «Песенная и музыкальная культура палеоазиатских народов» (руководители Игнатьева Т.И., доцент, АГИКИ, Лукина А.Г., д.иск., профессор, АГИКИ) было представлено 13 докладов.

    Ряд докладов освещали различные аспекты танцевальной культуры — музыку круговых танцев верхнеколымских юкагиров (Игнатьева Т.И., доцент, АГИКИ, г. Якутск), Шейкин Ю.И., д.иск., АГИКИ, Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, г. Якутск), «военные» пляски айнов Курил, Сахалина и Хоккайдо (Осипова М.В., к.и.н., КГБНУК ХКМ им. Гродекова, г. Хабаровск), претворение музыкального фольклора юкагиров и чукчей в партитуре балета З.К. Степанова «Ярхадана» (Саньяхова Н.И., преподаватель ЯХГ им. А. и Н. Посельских, г. Якутск), проблемы сохранения танцевальной культуры палеоазиатских народов (Лукина А.Г., д.иск., АГИКИ, г. Якутск), юкагирский круговой танец Лохо5ануйли (Акимова В.С., к.и.н., СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Акимова Н.В., Университет Сунгшиль, Ю. Корея).

    Ларионова А.С. (д.иск., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) остановилась на юкагирском влиянии в народных песнях Русского Устья, Мухоплева С.Д. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) на типологии песенного нарратива айну, манси и саха (якутов), Дьячкова Ж.А. (ДШИ №1, г. Якутск) на песенной культуре чукчей Нижней Колымы, Дьяконова В.Е. (ст.преп., АГИКИ, Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, г. Якутск) музыкальной культуре чукчей и эскимосов. В докладах Симомура Исао (д.ф.н., профессор, Япония) освещены различные аспекты игры на айнском варгане. Добжанская О.Э. (д.иск., АГИКИ, Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, г. Якутск, Таймырский Долгано-Ненецкий МР) посвятила свой доклад концепции звучащего ландшафта Арктики как инструмента для изучения музыкального фольклора палеоазиатских народов.

    В выступлениях было обращено внимание на необходимость расширения экспедиционных исследований с целью скорейшей фиксации фольклора и музыкальной культуры данных народов,  изучение и внедрение новых практик бытования и трансляции традиционных знаний.

    Второй день работы конференции завершился открытием объединенной выставки музеев Дальневосточного федерального округа РФ «Кто вы, палеоазиаты?» в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры им. Ем. Ярославского. Вниманию гостей впервые была представлена выставка, посвященная культуре палеоазиатских народов: верхнеколымских юкагиров-одулов, нижнеколымских юкагиров-вадулов, чукчей, коряков, айнов и нивхов. Выставка объединила материалы коллекций палеоазиатских народов из собрания КГБНУК «Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова», ГБУ Чукотского АО Музейный центр «Наследие Чукотки», МКУ РС (Я) «Нижнеколымский музей истории и культуры народов Севера», ГБУ РС (Я) «Музей музыки и фольклора народов Якутии», ГБУ РС (Я) «Якутский государственный музей  им. Ем. Ярославского». В экспозиции были представлены около 200 экспонатов, жанры исторической и экспедиционной фотографии, материалы экспедиционных исследований народов северо-востока Азии на рубеже XIX-ХХ вв., в т.ч. материалы В.И. Иохельсона, крупнейшего исследователя юкагиров и коряков. Значимую часть выставки представили предметы, отражающие современное состояние традиционной культуры палеоазиатских народов. На выставке впервые  были представлены юкагирская арфа – реконструкция музыкального инструмента, выполненная Р.П. Габышевым по материалам ученого-исследователя Л.Н. Жуковой, уникальная культовая скульптура нивхов и юкагиров, чукотский колчан XVIII в., изделия чукотских мастеров Анадырского района Чукотского автономного округа из моржового клыка, скелетной кости кита и бивня мамонта, детские игрушки, нагрудный знак должностного родового старосты. Посетители смогли ознакомиться с отдельными элементами музыкальной культуры  палеоазиатов: архаичными аэрофонами юкагиров, чукотским варганом «ваныярар» (в переводе с  чукотского яз. «ван» – зубы, «ярар» — бубен),  струнным щипковым музыкальным инструментом айнов — «тонкори».

    В третий день на секции № 3 «Палеоазиатский фольклор: фольклористические и этнологические методы анализа, современное развитие и трансформация, филологические аспекты» (руководители Бурыкин А.А., д.ф.н., д.и.н., ИЛИ РАН, г. Санкт-Петербург, Прокопьева П.Е., к.п.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) было представлено 20 докладов.

    Ряд представленных докладов акцентировали внимание на взаимовлиянии северных культур: Чарина О.И. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) остановилась на влиянии юкагирского фольклора на сказки русских походчан, Курилова С.Н. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, г. Якутск) на лексических заимствованиях из языка соседних народов в фольклоре тундровых юкагиров, Басангова Т.Г. (д.ф.н., КИГИ РАН, г. Элиста) и Бурыкин А.А. на чукотской сказке как материала для исторической типологии образцов фольклора эвенков и эвенов, Кузьмина А.А. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) сравнила образцы трикстеров в якутском и палеоазиатском эпосах, Кимико Сайто (Япония) предприняла попытку изыскания фольклорного источника древнейшего японского синтоистского сказания о зайце на мысе Инаба на основе сопоставления со сказками азиатских народов. Шенталинская Т.С. (г. Москва) выявила, что в традиционной культуре жителей Марково (метисы с русской кровью, живущие на земле предков по материнской линии) в песенных жанрах доминирует русский фольклор, а в нарративе в большой степени сохраняется автохтонный, прежде всего юкагирский, субстрат, причину чего видит в корневых взаимоотношениях с окружающей природной средой, в мифологических представлениях, унаследованных от предков-аборигенов.

    Особый интерес вызвал доклад Немировского А.А. (к.и.н., Институт Всеобщей истории РАН, г. Москва) «Концепция ньалльэ и воинский эпос юкагиров (по североюкагирскому эпосу об Эдильвее)», в котором на основе фольклорных материалов сделан вывод о наличии у юкагиров развитого этоса, включающего признание высокой ценности человеческой жизни (даже применительно к врагу).

    Шарина С.И. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) и Бурыкин А.А. рассмотрели сказки в форме диалога, встречающиеся у эскимосов, чукчей, эвенов, эвенков и других тунгусских народов, якутов и хакасов. Проанализировав словарный состав кумулятивных сказок, в который входят названия предметов повседневного быта и обихода, а также названия животных, не опасных для человека и для ребенка, они пришли к выводу, что такие сказки являются устным учебником родного языка для детей самого младшего возраста и потому имеют устойчивую форму у самых разных народов.

    Несколько докладов ознакомили с современным состоянием фольклора у некоторых палеоазиатских народов и привели фольклорные образцы, в т.ч.  Нагаяма Юкари (Университет Хоккайдо, г. Саппоро, Япония) рассказала о фольклоре алюторцев и коряков, Омрувье И.В. (редактор государственного предприятия Чукотского АО  «Издательство «Крайний Север») и Бурыкин А.А об Ольге Ефимовне Бабошиной, собирателе и публикаторе фольклора народов Чукотки, Романова И.И. (к.культ., г. Анадырь) о косторезном искусстве Чукотки, Фубито Эндо (профессор, Университет Вакаяма, Япония) о стилистике юкагирского фольклора,  Подмаскин В.В. (д.и.н., Институт истории, археологии и этнографии народов дальнего востока ДВО РАН, г. Владивосток) о повествовательном фольклоре палеоазиатских народов как историко-этнографическом источнике.

    Были представлены сообщения о литературных и лингвистических методах анализа фольклора: Немировский А.А. на основе лингвистических исследований М.А. Живлова подтверждает соотнесения (пра)юкагиров с ымыяхтахским периодом, Хайруллиным Р.З. (д.п.н., РосНоУ, г. Москва) рассмотрен мифологизм повести Ю. Рытхэу «Когда киты уходят», Куриловой Л.Г. (ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) фольклорные традиции поэзии УлуроАдо, Прокопьевой А.Е. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) морфологические типы и грамматические функции причастий колымского диалекта юкагирского языка, Сорокиным А.А. (ФГБОУ ВО «КГУ им. Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский) семантическая структура организации РВГ «Названия анатомических частей рыбы» на материале языка олюторских коряков.

    Тьерд де Грааф (доктор наук, профессор, Исследовательский центр разнообразия и изучения языков «Меркатор», г. Леуверден, Нидерланды)  остановился на актуальной проблеме сохранения и восстановления языков нивхов и айнов, находящихся под угрозой исчезновения в Восточной Азии, сравнив меры, предпринимаемые в России и Японии и направленные на сохранение языка этих народов, проанализировал их эффективность, отметил необходимость применения новых технологий.

    В секции № 4 «Традиционная космология и обрядовая культура палеоазиатов» (руководитель Мамчева Н.А., ГБПОУ «Сахалинский колледж искусств», г. Южно-Сахалинск) было представлено15 докладов.

    В центре внимания многих докладчиков оказались различные аспекты проведения медвежьего праздника у сибирских народов: Мамчева Н.А. представила наигрыши-сигналы медвежьего праздника нивхов и  обрядовые песни медвежьего праздника айнов, Сагалаев К.А. (ИФЛ СО РАН, г. Новосибирск) медвежий праздник у хантов, Решетникова А.П. (к.и.н., ММФНЯ, г. Якутск) у палеоазиатских народов, а Ямада Такако, (доктор наук, профессор, Киотский университет, г. Кобе, Япония) у айнов.

    Были представлены и другие обрядовые праздники: Хурьюн О.Ю. (Сахалинский областной центр народного творчества, г. Южно-Сахалинск) познакомила с возрожденным нивхским обрядовым праздником обновления природы «Чир ань» («Питул»), Хаховская Л.Н. (к.и.н., СВКНИИ им. Н.А.Шило ДВО РАН, г. Магадан) с праздником кита у коренного населения Крайнего Северо-Востока, Венстен-Тагрина З.В. (к.культ., Франция) с семейной шаманской песенной церемонией чукчей на примере Праздника «Мн’эгыргын».

    Отдельные аспекты традиционной космологии палеоазиатов были представлены в докладах Вртанесян Г.С. (к.т.н., Центр изучения религий РГГУ, г. Москва), Дедык В.Р. (к.ф.н., КЛАУ ДПО «Камчатский ИРО», пгт. Палана), Теро Мустонен (доктор географии, Университет Восточной Финляндии), Ким Чунгсун (доктор наук, профессор, Университет Кеменг, Южная Корея), Ранэ Виллерслев (доктор наук, профессор, Институт антропологии, археологии и лингвистики, г. Орхус, Дания) и других.

    В культурной программе дня был представлен спектакль Театра коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) «О чем поет в ночи белая волчица», поставленный по мотивам юкагирской легенды.

    24 ноября на секции № 5 «Аудиовизуальная антропология палеоазиатских народов» (руководители: Сагалаев К.А., г. Новосибирск, Шадрин В.И.) было представлено 6 сообщений и просмотрен архивный фильм.

    Жожиков А.В. (д.п.н., Центр цифрового культурного наследия коренных малочисленных народов Севера кафедры ЮНЕСКО СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск) представил разработанный Центром портал arctic-megapedia.ru, на котором представлена самобытная культура палеоазиатских народов, Сесилия Оде познакомила с фотоколлекцией, сделанной во время лингвистических экспедиций к тундренным юкагирам, Беркутова С.А. (ГБУ «Музейный Центр «Наследие Чукотки» Чукотского АО, г. Анадырь) ознакомила с аудиовизуальными технологиями в работе с детской аудиторией в музейном центре «Наследие Чукотки», Жукова Л.Н. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) продемонстрировала  полевые материалы, собранные в разное время у одулов Верхней Колымы, Решетникова А.П. презентовала аудиовизуальный проект Музея музыки и фольклора народов Якутии «Лунное лицо», Сагалаев К.А. и Голованева Т.А. (к.ф.н., ИФЛ СО РАН)  рассказали о работе над 60-томной академической серией «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Плужников Н.В. (к.и.н., Центр аудиовизуальной антропологии ИЭА РАН, г. Москва) представил раритетный документальный фильм о медвежьем празднике айнов, снятый в 1920-е годы.

    На Круглом столе «Культурное наследие народов Арктики в брендинге северных территорий» (руководитель  Романова Е.Н., д.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, г. Якутск) было заслушано 8 выступлений. Курилов Г.Н. (д.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) в докладе «Фольклор юкагиров в контексте культурного наследия» остановился на мероприятиях по сохранению и развитию фольклора юкагирского народа. Сотрудники Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики представили результаты проведенных в 2014-2016 гг. исследований в рамках проекта Российского научного фонда в докладах: Данилова Н.К. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) ««Северная Шамбала»: локальные мифы и религиозный туризм», Башкиров М.Б. (к.и.н., АГИКИ, г. Якутск). «Русские Арктики в поисках своей идентичности», Курилова С.Н. (к.ф.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) «Развитие имиджевых ресурсов территории: фольклор и проблемы адаптации в современном контексте». Интерес вызвали доклады Игнатьевой В.Б. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) ««Места памяти» в историко-культурном наследии (на примере Республики Саха (Якутия)», Алексеевой Е.К. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) «Этнопища на Севере: бренд или необходимость?», Варавиной Г.Н. (к.и.н., ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск) «Традиционные праздники КМНС как элемент культурного наследия».

    На заключительном заседании (руководитель вице-президент Ассоциации народов РС (Я) Шадрин В.И.) были заслушаны сообщения руководителей секций, подведены итоги конференции, обсуждена и принята резолюция конференции, в которой было отмечено, что палеоазиатские народы: айны, алеуты, ительмены, кереки, кеты, коряки, нивхи, чуванцы, чукчи, эскимосы и юкагиры являются носителями древнейших культур Сибири и Дальнего Востока, выражена особая озабоченность состоянием сохранности их культуры и фольклора, высказана необходимость интенсификации научного изучения, сбора фольклорных и этнографических материалов, введения в научный и культурный оборот исчезающего уникального наследия этих народов, подтверждена необходимость принятия срочных мер по сохранению их устного нематериального наследия, обращено внимание на необходимость внедрения новых практик бытования и трансляции традиционных знаний, сохранения преемственности, предложено усилить работу над томами фольклора палеоазиатских народов в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», рекомендовано регулярное проведение подобной международной научной конференции, один раз в три-четыре года, в регионах проживания палеоазиатских народов. В завершении участники конференции выразили признательность Российскому Гуманитарному научному  фонду  (РГНФ) и Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) за поддержку, Музею музыки и фольклора народов Якутии, Институту гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и Северо-Восточному федеральному университету им. М.К. Аммосова за организацию и проведение данного научного мероприятия.

    Работа конференции широко освещалась в средствах массовой информации: вышло более 20 сюжетов в новостных теле и радиопрограммах, подготовлено 2 специальные телепрограммы, велась запись выступлений, в интернете вышло более 50 заметок и ссылок о конференции и сопутствующих мероприятиях.

    В работе конференции участвовали не только ученые, активное участие приняли государственные и общественные деятели, фольклорные коллективы, деятели культуры, общественные организации коренных малочисленных народов Севера.

    По итогам конференции выпускается сборник материалов конференции, принятая резолюция разослана в государственные, региональные и муниципальные органы власти для принятия к сведению.

    7969026e-d3f2-4bc7-8fe9-7deed77481fa b51e67a7-a1e1-4c73-b548-7fcde9f729ec DSC01083 DSC01194



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc